После выхода на экраны фильмов «Маленькие трагедии» и «Цыган» экзотической красавице-актрисе Матлюбе Алимовой рукоплескал весь Советский Союз, а для цыган она стала своей. Однако в 90-е Матлюба оказалась не нужна ни в России, ни в родном Узбекистане: актрисе пришлось освоить новую профессию, а также перебиваться случайными заработками. Всего на счету Алимовой 32 киноработы, но, к сожалению, многие из них практически неизвестны.
Матлюба Алимова появилась на свет 12 августа 1954 года в Андижане (Узбекистан). Её отец Фархат Алимов (узбек по национальности) привез из Уфы, где проходил срочную службу, белокурую русскую красавицу и женился на ней: в этом браке появилось три дочери (Матлюба — средняя из них). Алимова расспрашивала маму о своих корнях и выяснила, что в ней намешано аж 6 кровей, вылившихся в столь прекрасную и необычную внешность артистки, выросшей на востоке.
«Фамилия мамы Альметова. Она говорила, что в роду есть поляки, мамин дедушка — грузин, а бабушка — немка… И, кроме того, она ещё выяснила, что в итоге во мне шесть кровей намешано», — рассказала актриса в передаче «Наедине со всеми» в 2016 году.
Мама актрисы
Родители Фархата не могли смириться с тем, что их сын женился на русской девушке, и постоянно сватали ему местных красавиц. В итоге мужчина не устоял, и матери Матлюбы пришлось отпустить супруга в новую жизнь, когда у них уже подрастали три дочери.
Актриса в юности
Несмотря на то, что всю свою юность Матлюба провела в Андижане, она так и не выучила местный язык, а в школе её любимыми предметами были русский и литература. Возможно, поэтому девушка, превратившаяся в высокую (176 см) стройную красавицу, не осознавала своей привлекательности и принимала комплименты на узбекском языке за насмешки.
После получения аттестата Алимова отправилась в столицу СССР, где подала документы в один единственный ВУЗ — ВГИК. С первой же попытки она стала студенткой знаменитого Бориса «Чапая» Бабочкина. Вот только педагог счел 4-х студентов, включая и Матлюбу, профнепригодными и выгнал их из института после 1 курса. Но вскоре Бабочкина не стало, и его место занял Алексей Баталов, который взял на себя смелость и вернул всех отчисленных.
«Алексей Баталов. Дорогой наш человек» (2008)
После чудесного восстановления в ВУЗе к Матлюбе пришла и первая любовь в лице студента режиссерского курса Мурата Ахметова, который вскоре стал её мужем. Этот студенческий брак продлился всего 4 года. Алимова сама решила прекратить эти отношения, так как устала от безумной и беспричинной ревности супруга:
«Просто я действительно преданный человек. Я искренняя как львица, которая предана раз и навсегда… Да это правда про меня. Я могла разговаривать с мужчинами, но у меня и мысли дурацкой не появлялось, а он понимал в силу своих мыслей… И он меня просто насмерть замучил ревностью, но не было из-за чего. Я была чиста, как не знаю что. Я просто устала от разборок, которых терпеть не могу.»
Актриса с мамой
В 1978 году всё ещё замужняя Алимова получила заветный диплом, а вскоре ей доверили роль Лауры в «Маленьких трагедиях» (1979), где блистал и знаменитый Владимир Высоцкий. Матлюбу удивило то, что именитые актеры не делали разницы: «Студентка ты или нет, и общались на равных с «соплюхой»».
Еще до начала съемок Высоцкий начал ухаживать за Матлюбой, но дальше приглашения на его концерт дело не зашло, так как преданная Алимова ещё была замужем. Но тем не менее злые языки тут же начали сплетничать, возможно, и потому, что актриса, говорившая всем «вы», только Владимиру Семёновичу смогла «тыкать»:
«Я не знаю даже, как это получилось. Он так себе повел, что у меня сложилось впечатление, что мы знаем друг друга 100 лет. И что насочиняли про наш роман — это чепуха по сравнению с тем, что было между нами на площадке».
«Маленькие трагедии» (1979)
«Маленькие трагедии» (1979)
В том же году Матлюба сыграла цыганку Настю в многосерийном фильме «Цыган»(1979). Эта роль сделала её одной из самых известных актрис в СССР. Алимова говорила, что это роль затмила её саму, потому что очень долго её звали исключительно Настей. Было время, когда актриса не могла спокойно пройти по улице: прохожие или просили автограф, или шептались: «Смотри, Настя пошла!»
Актрису окружили поклонники
Несмотря на то, что для зрителей актриса стала исключительно «Настей», кинорежиссеры не оставляли её без работы, а шесть лет спустя вышло продолжение цыганской истории, где Матлюба вновь воплотила образ цыганки Насти — «Возвращение Будулая» (1985).
«Возвращение Будулая» (1985)
После развала СССР Алимова оказалась не у дел: в кино её практически не приглашали, а о театре тогда уже поздно было думать. Актриса решила вернуться в Узбекистан. Но и там без знания языка она не могла работать по профессии: перебивалась случайными заработками, а потом совершенно случайно стала реставрировать огромные полотна старинной вышивки:
«Да, огромный по формату, как ковер, но это вышивка: называются «сюзана». Я увидела, что эти полотна, которым 200 лет, хранятся в антикварной лавке, сваленные в огромную черную кучу. Сама вышивка из шелка сияет красками, а ткань расползается. И я предложила их восстановить, и с тех пор пошло это увлечение. Я умею вязать и шить — этому меня научила моя маменька. Сейчас я мечтаю заняться дизайном одежды. Вот на мне вещь, сшитая собственноручно», — рассказала актриса в передаче «Наедине со всеми» в 2016 году.
«Наедине со всеми» (28.01.2016)
Матлюбу всю жизнь окружали мужчины, вот только не нашлось того единственного и настоящего, который бы сказал: «Ты — моя!» и просто любил. Не смогла актриса состояться и как мать, но с этим она уже смирилась:
«У моей старшей сестры 10 детей: 3 сына и 7 дочек. Она отработала мою программу. А у младшей — один сын Антон… Не хочу даже вспоминать про то, почему у меня в замужестве не было детей, а потом Бог не дал. И это не испытания. Я думаю, что если говорить по православной теме, то моя душа не состоялась бы и, видимо, мне не надо было, так как я бы слишком ушла в семью, и всё остальное было бы для меня неинтересно».
Актриса на своей Родине
В середине 2000-х Алимова решила вернуться в Россию в надежде на то, что о ней не забыли и снова позовут сниматься в кино и сериалах. Но триумфального возвращения не вышло. Пожалуй, самой интересной работой Матлюбы стала роль служанки-татарки в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» (2009), а самой заметной — роль Стеллы Гулиевой в 8-серийном фильме «Судмедэксперты» (2010).
«Судмедэксперты» (2010)
Примерно в 40-летнем возрасте актриса пришла к Богу, причем она приняла православие, хотя в Узбекистане 90% населения исповедует ислам. Алимова уверяет, что лишь вера не позволила ей скатиться на дно, спиться, впасть в депрессию или полное отчаяние от невостребованности в профессии.
Вернувшись в Россию Матлюба разыскала однокурсника, который позже учился в семинарии. Он то и познакомил её с отцом Тихоном — игуменом Сретенского монастыря, при котором с недавнего времени и живет бывшая актриса. Неизвестно, приняла ли 68-летняя Алимова подстриг, но то, что она ничего не хотела бы поменять в своей жизни, она говорила, ещё не живя при храме.
«Мой герой» (2017)