Фото из открытых источников.
Многие помнят этого весёлого и забавного актера по роли энергичного начальника дорожного строительства Ушатова в комедии «Доброе утро». Его искромётные выражения «Давай, шуруй», «Вкалывай», «Жми на всю железку» — до сих пор заставляют улыбнуться зрителей. Однако немногие киноманы знают, что Афанасий Белов был ещё и звездой эстрады.
Фото из открытых источников.
Афанасий Белов был выходцем из простой крестьянской семьи. Родился 12 января 1909 года в деревне Восты Козельского уезда Калужской губернии. В 11 лет вместе с родителями переехал в Москву, где и остался. Со временем он поступил на химфак МГУ, одновременно занимаясь в Театре-студии Ермоловой. Химиком он так и не стал, но в конце концов выбрал то, что было ему действительно по душе, — театр. Бросив учёбу в университете, он становится студентом театрального училища при Московском театре Революции.
P.S. Его дипломным спектаклем стал «Недоросль», в котором он изобразил госпожу Простакову с явным комедийным талантом. В 1934 году его приняли в труппу театра, где многие сразу же заметили яркость его игры.
Фото из открытых источников.
Артиста всё чаще стали звать в спектакли, его ясный, мастерски созданный выразительный и законченный образ всем нравился. Часто на сцене ему приходилось исполнять романс или песню — что-что, а это у него всегда получалось хорошо. Великолепный голос, искренность пения, умение точно показать характер персонажа сделали его выступления незабываемыми.
Все его сценические роли, кроме Тристана в «Собаке на сене», достаточно маленькие, однако зрители выделили Белова. Есть такое понятие, как мастер эпизода. Именно им Белов и стал. Хотя нужно уметь раскрывать характер человека в эпизоде. На это выделяется мало времени. Поэтому возникает особый интерес к трактовке роли, к некоторому преувеличению до гротеска, к внешнему облику и манере поведения персонажа.
P.S. И неудивительно, что Белов вышел на сцену. Произошло это буквально с первых дней войны, когда профессиональные театральные коллективы начали выезжать со спектаклями в части. Артисты, музыканты, танцоры сопровождали армию повсюду, даже в самых тяжёлых боях.
Фото из открытых источников.
Белов тоже попал в одну из таких фронтовых бригад. Он был уполномочен объявить цифры. Но попросту анонсировать это скучно, неинтересно, и солдаты ожидали колкого словца от ведущего. Белов не имел собственного репертуара и вспомнил анекдоты гениального конферансье А. Менделевича.
P.S. В 1950 году Белов приехал на всесоюзный конкурс артистов эстрады. Строгая судейская коллегия оценила его работу на «хорошо», отметив, в частности, его уникальный талант перевоплощения.
Фото из открытых источников.
Успех в эстрадном конкурсе не заставил себя долго ждать. Белова всё чаще стали приглашать на концерты, при этом ролей в театре было мало. Всё это в совокупности привело артиста к выводу: надо, наконец, начинать. На большую сцену Белов пришёл, когда сыграл ряд эпизодических ролей в кино: «Первая перчатка», «Очередной рейс», «Два солдата», «Гость с Кубани». С 1962 года он стал артистом Столичного мюзик-холла.
Фото из открытых источников.
Афанасий Белов пел смешные, сатирические куплеты. С их помощью он пытался создавать характеры и биографии людей. Куплеты для него были не каким-то музыкальным монологом, это была настоящая игра, включающая в себя развитие сюжета и конфликты. Во время песни он проигрывал роль, превращаясь в образ, умело применяя для этого определённые детали сцены: соломенную шляпу, палку, кепку.
К сожалению, о личной жизни Афанасия Севастьяновича мало что известно. Он несколько раз был женат. Обе его дочери от разных браков стали актрисами. Актёр оригинального жанра ушёл из жизни 30 октября 1989 года, похоронен в Москве.
Фото из открытых источников.