Л. Каневский. Фото из открытых источников
Все прекрасно помнят рогоносца-галантерейщика Бонасье из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», незадачливого аптекаря-контрабандиста, упаковывавшего золото-бриллианты в гипс Семен Семеныча Горбункова в «Бриллиантовой руке». А также, естественно, легендарного майора Томина из сериала «Следствие ведут знатоки». Как и многих других персонажей, блестяще сыгранных Леонидом Каневским.
В день рождения замечательного актера (2 мая) предлагаю его небольшое интервью 2009 года.
Л. Каневский и его роли. Фото из открытых источников
«В ИЗРАИЛЕ НЕТ НАРОДНЫХ АРТИСТОВ»
— Леонид Семенович, вопрос, который, наверное, вам задают чаще всего: почему вы вернулись из Израиля в Россию?
— А я никуда и не убегал. Наступили 1990-е годы с полупустыми залами, актерская профессия теряла всякий смысл, люди просто боялись выходить на улицу. Я уехал из России не от нужды, я и тогда много снимался, выступал с концертами, но выходить на полупустой зал было неприятно.
Тогда меня пригласил в свой театр хороший друг, Евгений Арье, один из основателей тель-авивского русскоязычного театра «Гешер». Я уехал только из-за интересной работы. На самом деле было сложно решиться на что-то новое в 50 лет. Но я это сделал и не пожалел ни секунды. У нас чудесный театр, мы объездили со спектаклями все самые престижные фестивали мира, начиная Ирландией и заканчивая Австралией. А теперь я даже не могу сказать точно, где я бываю чаще – в Израиле или в России. Там я работал на ТВ, играю на сцене. Здесь снимаюсь в кино, работаю на телевидении.
Л. Каневский, Д. Спиваковский и К. Новикова в спектакле «Поздняя любовь» во время гастролей в Израиле
Галантерейщик Бонасье
— А в Израиле актерам дают звания?
— Я — заслуженный артист России. А в Израиле актеров делят на хороших и плохих. Я – хороший, говорю не без гордости.
— Иврит легко освоили?
— Что касается иврита, то это была трагическая история, как-нибудь расскажу. (Смеется.) Но, тем не менее, освоил, и даже снялся в шести израильских фильмах.
– Как вы попали в телепередачу «Следствие вели… с Леонидом Каневским»?
— Пару лет назад мне позвонили из Москвы и предложили стать ведущим передачи, которая бы рассказывала о наиболее громких уголовных делах советской эпохи. И я согласился при условии, что это не будет криминальная программа, а именно мой сегодняшний взгляд на те дела, на ту эпоху, которую я довольно хорошо знаю. В ней я не только комментирую, но и стараюсь выразить собственное отношение к людям, сидящим по обе стороны стола – следователю и преступнику. Судьбы и тех, и других — драматичны.
Кадр из программы «Следствие вели… с Леонидом Каневским»
— С кем-нибудь из своих героев лично пересекались?
— Половину историй я знал или что-то слышал. Допустим, воров в законе я не знал, но близко был знаком с некоторыми следователями из МУРа, с Петровки. Еще, например, я был лично знаком с директором Елисеевского магазина Юрием Соколовым, общался с ним и очень уважал этого человека, прошедшего войну, потрясающего специалиста, которого все обожали, но которого в итоге подставили и… расстреляли. Поэтому я говорил о нем в программе с большим уважением. Моя задача – интонацией, отношением к герою, поднять его в глазах людей и рассказать, что это было за время – трагическое и счастливое, как выворачивались наизнанку судьбы людей. А разве можно не восхищаться великим авантюристом Вайсманом, который обманул 26 сталинских министров?! Или потрясающе талантливым фальшивомонетчиком Виктором Барановым? Он предлагал свои услуги государству, но его «не замечали». Ведь связи в то время были важнее, чем талант, ушлые и пронырливые гораздо быстрее добивались успеха. А братья Овечкины, которых мать превратила в преступников – разве они не достойны сожаления?
Еще меня потрясла история двух милиционеров. Один в погоне за показателями отправил в тюрьму 15 невинных людей, несколько из них получили высшую меру, другой, узнав, что это были подставы – застрелился. Вот это поступок офицера!
— Кстати, а вы-то сами, положа руку на сердце, всегда законопослушный гражданин?
— Да. Единственное, я иногда нарушаю ПДД — правила дорожного движения. Но лишь тогда, когда это не создает аварийной ситуации.
Кадр из комедии «Бриллиантовая рука», 1968 год
«СООБЩИТЕ ГРУППУ КРОВИ МАЙОРА ТОМИНА»
— Можете назвать тройку своих самых любимых фильмов?
— Я почти все свои работы вспоминаю всегда с удовольствием, радуюсь, что молодые люди продолжают их смотреть. Это очень важно, и я этим очень дорожу. Потому что стать популярным очень легко, особенно сейчас, благодаря телевидению, а вот удержать свой человеческий и актерский авторитет – задача не из легких.
— Если честно, вас многолетняя ассоциация с «майором Томиным» не тяготит?
— Нет. У меня достаточно других ролей, но даже у звезд Голливуда, буду нахален, есть центровые персонажи, именами которых их называют зрители. Как-то итальянского актера Альберто Сорди спросили: «Вам не мешает популярность?» Он ответил, что ему бы скорее мешало ее отсутствие. Я согласен с великим коллегой.
А что касается майора Томина… Сейчас вспомнился замечательный случай. У одной женщины из Сухуми родственники отняли дом. Никто в родном городе не мог помочь, и друзья посоветовали ей поехать в Москву и обратиться… к майору Томину. Она поехала. Правда, нашла его не в МУРе, а в Театре на Малой Бронной, но нашла! (Смеется.) Мы разговариваем. И вдруг я поймал себя на мысли, что начинаю задавать ей наводящие вопросы, анализировать ситуацию — в общем, действовать как настоящий следователь. Потом я посоветовал ей хорошего знакомого адвоката, поэтому, надеюсь, ее приезд ко мне не был безрезультатным.
ЗнаТоКи — Знаменский, Томин и Кибрит. Кадр из сериала
В роли майора Томина
Вообще после выхода сериала «Следствие ведут Знатоки» письма нам приходили мешками. И мне, и Георгию Мартынюку, то есть Пал Палычу Знаменскому, и на телевидение. До сих пор помню текст одной телеграммы из города Копейска Челябинской области, где было написано: «Убьете Томина, — разобьем телевизор!» Еще было замечательное послание с Дальнего Востока от студентов юрфака: «Сообщите группу крови Томина-Каневского. Вышлем в неограниченном количестве».
— В анекдотические ситуации попадали?
– Могу одну забавную историю поведать. Дело было в Комсомольске-на-Амуре, куда мы прилетели выступать с Георгием Мартынюком и Гришей Лямпе, нашим другом и коллегой, который играл у нас замечательного авантюриста Ковальского. Нас поселили в гостинице, и в один из вечеров, зная, что я очень люблю баню, нам после выступления устроили настоящую баньку. Наведался к нам туда и начальник местного угрозыска. Приезжает и хохочет: «Представляете, – говорит, – вы помогли нам взять одного знаменитого вора-домушника за которым мы давно охотились». Мы недоумеваем: «Каким же это образом?» «А он пытался из своего окна залезть в ваш гостиничный номер (оказалось, что он жил как раз над нами). В этот момент мы его и взяли». Самое смешное, что, когда оперы, надевая наручники, спросили, не стыдно ему ли грабить бедных артистов, тот, раздосадованный, ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Представляешь, какой «звон» пошел бы по зоне – самих Знатоков грабанул!» Для него важнее была не сумма похищенного, а возможность обокрасть «самих Знатоков».
— Это правда, что одно время вам запрещали играть воров и жуликов?
— Еще как палки в колеса ставили! В управлении культуры в советские времена считали, что это недопустимо. Тот же вопрос: «Как это — актеру, игравшему Томина, дать роль отрицательного персонажа?» Так я однажды потерял очень хорошую роль — режиссеру погрозили пальчиком, мол, нельзя порочить светлый образ милиционера.
Но мне везло — попадались хорошие и смелые режиссеры. Когда Юнгвальд-Хилькевичу сказали: «Как это вдруг в «Трех мушкетерах» Буонасье будет играть «майор Томин»?», он ответил: «А мне нужен именно актер Каневский!» А я и хотел играть разное – я ведь, прежде всего, актер. И чем роль острее, тем интереснее.
С Л. Ярмольником в фильме «Пеппи Длинныйчулок», 1984 год
НЕТИПИЧНЫЙ АРТИСТ
— Какие сценарии вы сейчас читаете? Чем порадуете в ближайшем будущем?
— О планах не говорю никогда! Верю в актерские приметы. Когда, что-то забыв, возвращаешься домой, надо обязательно посмотреться в зеркало. Еще верю в сглаз, черный глаз. Это явление необъяснимо, но оно существует. А вот в «черную кошку» верить перестал. Дело в том, что в Израиле такое количество кошек (в том числе и черных), которые постоянно переходят тебе дорогу, что верить в данную примету и постоянно останавливаться глупо — это все равно, что быть в Израиле и удивляться, что кругом одни евреи.
— Что вас раздражает на сегодняшнем телевидении?
— Не могу материться с экрана. Я не ханжа, но противник фени. В кадре я не скажу «менты», «кирнем», слова эти в обиход из зоны вошли. Мне отвратительно, когда показывают, как милиционеры пьют в кабинетах водку.
— Милицейские атрибуты, которых, должно быть, у вас несметное множество, храните?
— Конечно! И фуражку, и погоны, и часы, и всякие забавные аксессуары. Между прочим, мало кто знает, что чаще всего нам милицейские начальники дарили… бюсты Феликса Эдмундовича Дзержинского.
— И последний вопрос. Вы работаете не только на две страны, но и за семерых. Откуда только силы берутся?
— Я делаю то, что мне нравится. Да и супруга с дочкой меня во всем поддерживают. Отсюда силы!
Л. Каневский. Фото из открытых источников