кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
Этого замечательного актёра хорошо помнят несколько поколений зрителей по ролям в таких популярных в советское время фильмах, как «Сегодня – новый аттракцион», «Свадьба в Малиновке», «На пути в Берлин», «Боба и слон», «Горя бояться – счастья не видать», «Строговы», «Приключения принца Флоризеля», и многих других.
Гелия Сысоева любили и театралы – он много лет был ведущим актёром Александринского театра, удивляя и поражая поклонников удивительной способностью соединять драматичное и комичное, лирику и эксцентрику, восхищая невероятной органичностью и самобытностью.
Гелий Сысоев
Родился и вырос будущий актёр в Ленинграде, в начале ВОВ родители ушли на фронт, а он остался с бабушкой в городе, пережил блокаду и две контузии. Его отец был командиром подводной лодки, и маленький Гелий тоже мечтал стать моряком, когда вырастет – его влекла романтика морей и опасностей. Второй мечтой была клоунада – во сне он часто видел себя на арене цирка и в школьные годы даже самостоятельно научился жонглированию и ещё нескольким трюкам. Однако в цирковое училище его не приняли, так же, как и в мореходное – после перенесённых тягот блокады, лейкемии и дистрофии, у парня было слабое здоровье.
После окончания школы Гелий ушёл в армию, а демобилизовавшись, поступил в ЛГИТМиК на актёрский факультет, и став дипломированным актёром уехал по распределению в Карелию, 2 года служил в Петрозаводском драматическом театре. Там, на Неделе карельского искусства, Сысоева заметил режиссёр Театра драмы им. Пушкина (сейчас Александринский театр) Александр Музиль и пригласил в постоянный состав труппы. Гелий с радостью вернулся в родной город, получил роли в нескольких спектаклях, продолжил сниматься в кино.
кадр из фильма «На пути в Берлин»
На экране он дебютировал ещё во время обучения, сыграл небольшие роли в фильмах «Осторожно, бабушка!» и «Горизонт». В начале 60-х стал сниматься довольно часто, заметными стали работы в картинах «Весенние хлопоты», «Авария», «Сегодня – новый аттракцион», «Волшебник страны Оз», «Зелёная карета», «Происшествие, которого никто не заметил», а в 1967 году получил свою первую главную, ставшую звёздной роль Андрейки в культовой комедии тех лет «Свадьба в Малиновке». Вот как рассказывал актёр впоследствии в интервью об этих съёмках:
«Это был один из первых моих опусов, который хорошо запомнился. Я был строптивый актёр, да ещё мало чего умеющий. А рядом Зоя Федорова, Николай Сличенко, Евгений Лебедев — и нужно было соответствовать. Путь от отчаяния до восторга ведь очень короток. И если бы не Михаил Иванович Пуговкин, который опекал меня… А когда выпустили — все критики набросились с дубиной. Я страшно расстроился. А Пуговкин говорит: «Подожди, не переживай. Все утрясётся!» И действительно, на первом показе в Харькове фильм посмотрели 6 миллионов человек! При том что в городе было всего 1,5 миллиона жителей!! Я лично знал людей, которые по 106 раз на него ходили. «Свадьба в Малиновке» мне очень много дала и до сих пор помогает».
кадр из фильма «Строговы»
Он стал известен на весь огромный Советский Союз, коллеги ожидали, что теперь карьера Сысоева будет стремительно набирать обороты, но вопреки ожиданиям ему не давали роли целых 2 года. Дело в том, что мало кто знал о случившемся конфликте на съёмках «Свадьбы в Малиновке», а сам Гелий прекрасно понимал, почему его стали игнорировать режиссёры.
Изначально на роль Яринки утвердили Ларису Голубкину, но у неё намечались зарубежные гастроли, и она от роли отказалась. Её заменили Валентиной Николаенко, но Сысоев был категорически не согласен с выбором партнёрши и требовал снять его со съёмок. Всей группе пришлось его долго уговаривать и уламывать, дуэт Андрейки и Яринки получился великолепный, но у съёмочной группы остался неприятный осадок после работы с Гелием.
Как говорится – земля слухами полнится, об этой истории узнали другие режиссёры и остерегались приглашать в свои проекты проблемного актёра. Потом правда всё позабылось, в 70-х Сысоев вновь стал сниматься очень много, ежегодно выходило по 3-5 картин с его участием, но таких ярких ролей как в «Свадьбе в Малиновке» больше в его фильмографии не было.
кадр из сериала «Шаман. Новая угроза»
В конце 80-х работы стало мало и в кинематографе, и в театре, и актёр решил попробовать себя в смежном виде деятельности – озвучке и дубляже фильмов и мультфильмов, и вскоре стал признанным мастером. За годы карьеры он озвучил более двухсот зарубежных и прибалтийских проектов, а с началом нового века стал сниматься в популярных сериалах, но теперь мало кто из поклонников узнавал в пожилом, располневшем Сысоеве весёлого и бесшабашного Андрейку.
Впрочем, ему и самому уже не хотелось сниматься в том кино, которое заполонило российские экраны, он привык к более качественным и смысловым проектам, а о наступившей эпохе говорил так:
«Я — антикварный шкаф, поеденный червями. И нынешний режим считаю упадком русской театральной и кинокультуры. Я рад, что жил в совершенно другое время. Мой друг, известный музыкант, очень точно сказал: «То, что раньше считалось простым освоением техники, сегодня выдаётся за выдающиеся заслуги». Судите сами. Пригласили меня сыграть баснописца Ивана Крылова в фильме про Александра Грибоедова. Я пошёл в Публичную библиотеку, всё про него прочитал. И вдруг на съёмках режиссёр говорит: «Крылов ходит пьяный». Я ему: «Он никогда не пил!» — «Ну а здесь он ходит пьяный», — настаивает тот. Одно замечание, второе. Последней каплей стал эпизод, когда Грибоедов начал вытирать пенсне полой фрака. И я опять сбежал».
Гелий Борисович Сысоев
В 2008 году Гелий Борисович решил попробовать себя в режиссуре и в соавторстве с другими постановщиками снял 196-серийную мелодраму «Мечты Алисы». В том же году ушёл он из родного театра, некоторое время сотрудничал с «Русской антрепризой», потом получил роли в нескольких спектаклях в театре на Литейном, где служит и сейчас несмотря на почтенный возраст. А вот с преподавательской должности пришлось уйти, стало тяжело работать со студентами – более 20 лет Сысоев был завкафедрой актёрского мастерства в БИИЯМС, ученики его любили и уважали.
Личная жизнь талантливого актёра складывалась чрезвычайно насыщенно, он только официально был женат 6 раз и в шутку называл себя «ветераном брачного движения». Подробности частной жизни он никогда не раскрывал даже перед друзьями и коллегами, лишь иногда не смог сдержаться и делился радостными событиями: родился первенец-сын.., появилась на свет дочь.., пошли внуки, правнуки… Его жёнами становились актрисы, поклонницы, служащие театра и киностудии, самая известная из них — Людмила Федотова, в прошлом ведущая солистка Театра музыкальной комедии.
Гелий Борисович как-то в интервью признался, что такое количество жён случилось не из-за того, что он был сердцеедом, гулёной и бабником – спутницы жизни уходили от него сами, не в силах смириться с его хобби. Дело в том, что актёр приносил с помойки предметы, которые он считал пригодными для творчества, и создавал из них уникальные вещи: «из двери от старого шкафа — резной стол; из досок — стул, похожий на трон; из ненужного «хлама» — небольшую яхту». Проблема заключалась ещё и в том, что времени для «созидания красоты» у него всегда было крайне мало, и принесённые «экспонаты» были нагромождены по всей квартире в ожидании своего часа, и мало кому из женщин это могло понравится.
Гелий Борисович Сысоев
В настоящее время 87-летний актёр не торопится уходить на покой, он всё также служит в театре и снимается в кино, сейчас работает над ролями в короткометражных лентах «Река памяти» и «Остановка». Сысоев является продвинутым интернет-пользователем, ведёт страницы в социальных сетях, выкладывает личные фото, творческие анонсы, «пиарит» молодых талантливых коллег. В общем, живёт полноценной, насыщенной, интересной жизнью.