По сей день у самого кассового фильма из золотого фонда Голливуда нелегкая судьба. Впрочем, стоит ли этому удивляться, учитывая, в каких муках, противостояниях и истериках рождалась картина.
Мало какой классический киношедевр 20 века вспоминают чаще, чем «Унесенные ветром». Казалось бы, чем может взбудоражить людей 21 века лента 1939 года? Но страсти накаляются порой такие, что летают искры, проклятия и открытые письма с требованием уничтожить фильм, в свое время получивший 10 «Оскаров» и занимающий шестую строку в списке величайших шедевров американского кино всех времен.
Так и не унесенный ветром сюжет запросто рисковал быть унесенным хейтом.
«Культура отмены», то есть осуждение, которому в последнее время принято подвергать не только устоявшиеся привычки и образ мыслей, но и исторические события с признанными шедеврами, набирает обороты. Под горячую руку попал и фильм. На волне движения Black Lives Matter в июне 2020 года режиссер Джон Ридли, снявший картину «12 лет рабства», в статье для издания Los Angeles Times потребовал, чтобы стриминговый сервис HBO Max, выкупивший права на показ многих классических фильмов, изъял «Унесенных ветром» из своей медиатеки. Что и было сделано…
… и тут же привело к протестам уже другого рода. Претензии Ридли не отменяли того факта, что фильм блестяще снят и его до сих пор хотят смотреть.
«Унесенных…» вернули в медиатеку с обещанием дополнить вступлением, порицающим сцены, которые живописуют «болезненные стереотипы в отношении цветного населения и чудовищные исторические события представленной эпохи».
Многие удивлены, что лента, десятилетиями пользовавшаяся популярностью и любовью зрителей, вдруг породила такую волну агрессии и обид. Однако это не совсем так. Предлагаем познакомиться с не самыми известными фактами из истории картины, генерившей вокруг себя проблемы, кризисы, столкновения, истерики и юридические разбирательства с первых дней съемок.
Началась работа над фильмом красочно — с пожара. Горела не только Атланта по сценарию и под контролем съемочной группы. Огонь поднялся такой, что поглотил массу декораций студии MGM, включая масштабный сеттинг для еще одного классического шедевра — фильма «Кинг Конг». Жители Лос-Анджелеса, даже с расстояния нескольких километров, принимали пожар за настоящий и обрывали телефоны пожарной службы.
Вивьен Ли, получившая «Оскар» за главную женскую роль в «Унесенных…», присоединилась к съемкам не сразу — но сразу со скандалом. Первые сцены снимали с ее дублершей и со спины. Помните момент, когда Скарлетт затягивают корсет? В сцене со спины позировала дублерша. Виды спереди доснимали потом. Но вернемся к скандалу с Ли.
Полыхнуло так, что еле затушили.
Задолго до появления Интернета, где принято эффективно казнить и миловать, аудитория сказала решительное «нет» Вивьен Ли. Основание — чопорная британская актриса не имеет право посягать на образ не по годам раскрепощенной американки.
Вивьен Ли, Лесли Говард и Оливия Де Хэвилленд подписывают контракты на съемки в присутствии продюсера Дэвида Селзника
Многочисленные фанаты книги устраивали протесты у ворот студии с требованием избавиться от «мерзкой англичанки». Как только вышел фильм, все претензии были сняты, но можно представить, как нелегко пришлось «понаехавшей» актрисе.
И вот любопытный момент: в какой-то момент Селзник, уставший от маршей несогласных, решил попробовать на роль Скарлетт… Кэтрин Хепберн, которая, как и все актрисы тогда, только об этом и мечтала. Слух о новой соискательнице был пущен в народ (Ли напряглась еще сильнее). К удивлению Селзника, Кэтрин в образе главной героини не желали видеть даже больше, чем Вивьен. Холеная южанка в исполнении янки Хепберн — уроженки северных штатов, жителей которых Скарлетт презирала?.. Нет уж, увольте. Верните Ли.
Кэтрин Хепберн
А какая эпопея была с режиссером! Изначально фильм должен был снимать легендарный Джордж Кьюкор («Моя прекрасная леди» с Хепберн, «Звезда родилась» с Джуди Гарлэнд). Однако он покинул съемки из-за, как сегодня бы сказали, «токсичной атмосферы». Голливуд в ту пору был максимально гомофобным, а Кьюкор женщин любил только как героинь своих фильмов. Косые взгляды, сплетни, анонимные письма с угрозами — Кьюкор решил, что эти съемки его нервов не стоят.
Джордж Кьюкор
На его место заступил Виктор Флеминг, чьих нервов и вовсе не хватило. В самом начале процесса под влияние стресса от съемок повышенной сложности он слег с нервным срывом. Ситуация была критической: был приглашен третий по счету режиссер — Сэм Вуд, который снимал картину, пока врачи поднимали на ноги Флеминга.
Справедливости ради, Флеминг не был человеком настолько тонкой душевной организации. Однако условия для срыва продюсер Селзник создал идеальные. Чтобы быстро справиться со сценарием, Селзник запер, в самом прямом смысле слова, Флеминга и сценариста в гостиничном номере на неделю — и не выпускал оттуда до победного конца. Кормил он их при этом ограниченным меню из бананов и арахиса, где-то вычитав, что эти продукты улучшают мыслительную деятельность.
В титрах это не отражено, но к работе над отдельными особенно длинными диалогами был привлечен сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
Вивьен Ли сама по себе была натурой пылкой и нервической. Однако образ бунтарки Скарлетт, да и неприятие, которым ее одарила американская публика, делали свое дело. Ли мстила. Особенно ее смущали упрощенные диалоги. В знак протеста на съемки она приходила с романом и громко зачитывала оригинальный текст сцен, которые предстояло снимать. Нервные клетки Флеминга стремительно разрушались.
Виктор Флеминг и Вивьен Ли отрабатывают рисунок роли
Вивьен Ли сразу приняла Флеминга в штыки. Ей больше нравилось работать с Кьюкором, который помогал ей избавиться от британского акцента. Зато против Кьюкора из-за его «специфических пристрастий» открыто выступал исполнитель главной мужской роли — мачо Кларк Гейбл.
Джордж Кьюкор и Кларк Гейбл в начале съемок, пока еще воркуют…
Если Скарлетт и Ретт Батлер в романе ладили, как кошка с собакой, то противостояние Ли и Гейбла на съемочной площадке напоминало баттл Чужого и Хищника.
Один из самых известных фактов — взаимное нежелание актеров сниматься в сценах поцелуев. Немногие знают, что причина была не только в идеологических разногласиях. У Гейбла были зубные протезы, которые источали нестерпимый запах — дурно становилось не только Вивьен Ли, но и просто стоящим рядом людям. Однако для своей партнерши Кларк старался особо и специально ел чеснок перед каждой сценой поцелуев.
Флеминга исполнитель главной роли тоже доводил весьма изощренно, отказываясь плакать в сценах, где циничный Батлер показывают свою на самом деле чувствительную натуру.
Виктор Флеминг был вынужден пойти на хитрость. Он предложил Гейблу снимать по две сцены — со слезами и без. Режиссер клялся, что в фильм пойдут именно последние, но слово не сдержал, обеспечив себе немало проклятий от актера.
Одна из самых масштабных сцен «Унесенных ветром» показывает зрителю тысячи тел мертвых и полуживых конфедератов. Их было так много, что банально не хватило статистов. Но выход был найден: на площадку доставили около тысячи манекенов, которые в течение нескольких дней одевали в солдатскую форму и укладывали на землю в максимально естественных позах.
Даже по тем временам до Black Lives Matter материал считался откровенно спорным. Превозношение Ку-клукс-клана, оправдание линчевания… В процессе съемок Селзнику и Флемингу прямым текстов обещали массу проблем после выхода фильма. Материал перерабатывался, острые углы сглаживались, сцены переписывались. В итоге и это не спасло.
После выхода картины создатели получили волну критики в том числе и за образы рабов — «неправдоподобные, плоские, жалкие».
Порк, Скарлетт и Мамушка
Страдал на площадке и Лесли Говард, исполнитель роли Эшли Уилкса, первой любви Скарлетт. Он считал, что был ошибочно выбран на роль, и, чем больше сцен было позади, тем сильнее становилось разочарование. Говарду было за сорок, а играть приходилось 21-летнего юношу. И, знаете, сложно с ним не согласиться.
Молодые люди, пусть и прошедшие войну, вряд ли имели такие морщины даже в 19 веке.
В какой-то момент остро встал «туалетный вопрос». Согласно стандартной практике той поры, уборные для актеров и группы были разделены по принципу «для белых» и «для цветных». Один из участников съемок (даже не отмеченный в титрах) начал кампанию по объединению уборных. Его требования оставались гласом вопиющего до той поры, пока он не добился поддержки Кларка Гейбла. Тот заявил, что без сожаления покинет «эти чертовы съемки», если туалеты не объединят. Так был создан исторический прецедент.
Премьера фильма «Унесенные ветром» состоялась на его исторической родине — в Атланте, великом для южан городе. По такому случаю там был объявлен выходной. Предшествовал показу парад, а по окончании фильма прогремел салют. Согласитесь, размах! Никто еще не знал, каких почестей фильм удостоится от киноакадемии…
20 церемония вручения премий «Оскар» была посвящена «Унесенным…». Фильм собрал рекордные на тот момент 10 статуэток. Настоящий триумф большой команды, которая, как мы теперь понимаем, не зря страдала бок о бок долгие месяцы работы.
Дэвид Селзник и Вивьен Ли с «Оскаром»
У «Оскара», которого удостоился продюсер Дэвид Селзник самая интересная судьба. В девяностые его статуэтку выкупил обожавший «Унесенных…» Майкл Джексон. Внимание: за полтора миллиона долларов.
Еще один исторический прецедент, про который много в последнее время говорится, — это первый «Оскар», врученной афроамериканской актрисе. Награду за лучшее исполнение роли второго плана получила Хэтти Макдэниел, сыгравшая неотразимую Мамушку, или Мэмми.
Хэтти Макдэниел
И опять же именно Макдэниел получила больше всего хейта из всех темнокожих участников съемок. Уже тогда ее упрекали за то, что согласилась сниматься в фильме, прославлявшем рабство и угнетение. Персональные претензии к самой Хэтти — почему играла раболепно служащую белым женщину и не пыталась привносить ноты протеста в образ.
«Вы знаете, господа… Я лучше буду получать 700 долларов в неделю за роль прислуги в фильме, чем 7 долларов в неделю за работу прислуги в жизни», — парировала Макдэниел.
Актрисе было запрещено находиться в зале вместе с белой голливудской элитой. Ее речь записывалась отдельно, Хэтти не позволили добавить ни слова от себя — текст заранее составили сотрудники студии. Ужасно даже пытаться осознать эти унижения, однако для конца тридцатых годов прошлого века факт победа афроамериканки на «Оскаре» была настоящей революцией. Кстати, в гонке за статуэткой Хэтти Макдэниел обошла также номинированную Оливию Де Хэвилленд, которая, напомним, умерла в 2020 году в возрасте 103 лет.
Трогательный факт: как и Ретт Батлер с Мэмми по сюжету, Кларк Гейбл и Хэтти Макдэниел нежно дружили в реальной жизни. Актер, которого мы уже успели узнать как борца с расовой сегрегацией, был вне себя, узнав, что его дорогой Мамушке запрещают находиться в одном зале с гостями «Оскара». Гейбл решил также бойкотировать церемонию, но его уговорила не делать этого она же — верная подруга Макдэниел.