Как снимали романтичную советскую ленту – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Сергей и Татьяна влюблены друг в друга. Молодого человека призывают на службу в морскую пехоту. Девушка с нетерпением ждет встречи с ним. Полк парня бросают на помощь жителям одного из затопленных районов. Успев спасти детей, главный герой с другом по прозвищу Альбатрос гибнет в затонувшем бронетранспортере. Таню пытается утешить друг детства Игорь, он женится на ней. Спустя полгода выясняется: Сергей жив, а зиму провел на неизвестном заснеженном острове…
Считали утопией
Евгений Григорьев
Сценарист Евгений Григорьев хоть и проживал в Москве, однако его смело можно назвать белорусским автором.
В 1970-е он руководил сценарной мастерской в Минске. В 1980-е переработал в сценарии литературные произведения, по которым на «Беларусьфильме» сняли такие культовые картины, как «Отцы и дети» (1983), «Знак беды» (1986) «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988).
В 1970 году Григорьев принес на «Мосфильм» свой материал под названием «Романс о влюбленных». Режиссеры крутили пальцем у виска, так как в литературной основе просматривался псевдо-Шекспир. Сюжет о современности, но всю лирическую часть повествования герои разговаривают белыми стихами. На прозу переходят лишь после расставания. Никто не хотел браться за фильм. Тем более он казался сложным в постановке: много действующих лиц, немало событий.
В 1972-м сценарий прочел Андрон Кончаловский и… счел его бредовым. Однако впечатления от него не выходили из головы. К тому моменту он как постановщик уже создал пять фильмов в разных жанрах — от соцреализма до экранизации классики. С лирическим поэтическим произведением ни разу не сталкивался. Пошел на преодоление себя. Сразу понял, что кино не должно быть слащавым. Решил его снимать в духе современности: герои в модных джинсах, непрекращающийся рок-н-ролл, гонки на мотоцикле, воздух любви и свободы. А еще он придумал ход, который потом часто использовали: в той части, где герои расстаются и любовь умирает, режиссер задумал все показать в черно-белом цвете. А в начале, когда чувства находятся в кульминации, картинка должна была не просто светиться, а бить в глаза броскими красками. Также Кончаловский мечтал сделать действующим лицом музыку. Для задумки не подходили классические советские композиторы. Тогда он обратился к Александру Градскому. Ни разу не появившись в кадре, маэстро определил настроение фильма своими современными мелодиями и спел все песни за исполнителя главной роли. Тексты к ним сочинили Николай Глазков, Наталья Кончаловская, Булат Окуджава.
Свою лепту внесли цензоры, сказав, что просто так тратить деньги на банальные шуры-муры неправильно. Если в сценарии есть армия, то надо продемонстрировать ее мощь. Так в съемках задействовали целый танковый полк и корабельную эскадру! Кино стало смесью истории любви и советской пропаганды.
Актерские страсти
Как вспоминал режиссер, до этого он никогда столь долго не подбирал актеров. Вначале ему приглянулся Евгений Киндинов, которому уже исполнилось 28 лет. Однако тот никак не походил на вчерашнего школьника Никитина. Пробовался на роль главного героя и Александр Самойлов, накануне сыгравший в Минске Зимородка в одноименной ленте. Но он не подошел по типажу — артисту предложили сыграть среднего брата центрального персонажа.
Когда Кончаловский увидел в журнале «Советский экран» фото Владимира Конкина в буденовке, то понял: он подойдет, как никто другой. Молодой актер дал согласие, но попросил время, чтобы завершить работу в фильме «Как закалялась сталь». Однако после окончания съемок, потупив глаза, сказал, что исчерпал себя и ему нужно восстановиться. Чтобы загладить вину, предложил себя на роль младшего брата героя. Актера, способного воплотить на экране Сергея Никитина, так и не нашли. Кончаловский вновь пригласил Киндинова, попросил и без того тощего артиста похудеть на 10 кг и сам прописал ему диету!
Пройти пробы на роль главной лирической героини Тани ассистент режиссера по актерам Наталья Коренева привела свою 19-летнюю дочь Елену. К слову, ее отец — постановщик фильмов «Большая перемена» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977). Но это не значит, что девушку взяли по блату. Она прекрасно справилась со своей задачей.
На съемках у Елены с 35-летним Андроном начался роман, который Кончаловский не скрывал. Постановщик водил девушку на премьеры, в ресторан Дома кино, везде представляя ее как свою пассию, хотя у него была жена-француженка. Не обошлось и без страстей. Ранее, когда режиссер снимал ленту «История Аси Клячиной…» (1967), у него возникли романтические отношения с Ией Саввиной. В «Романсе о влюбленных» актриса исполняла роль матери персонажа Кореневой и откровенно ревновала. В сцене, где мать дает дочери пощечину, Саввина выписала юной выскочке оплеуху от души, да так, что у девушки пошла носом кровь.
Требовал жертв
Городские сцены снимали в Москве в Трубниковском переулке. Местные жители были возмущены тем, что киношники без согласования нарушили покой тихих двориков в центре столицы. Кстати, там же Конкин, гоняя на мотоцикле, едва не разбился. А еще во время драки в поезде, предусмотренной сценарием, Киндинов не рассчитал силы и толкнул Конкина так, что тот выбил головой стекло в вагоне и получил сотрясение мозга.
Сцены на заснеженном острове запечатлели возле дачи Михалковых на Николиной горе. Спасение детей от затопления — в Туркменистане.
А погружение бронетранспортера в воду вместе с Никитиным и его другом, прапорщиком Альбатросом (Роман Громадский), фиксировали на пленку в Севастополе в конце октября 1973-го. Вода в море была ледяной. Однако режиссеру все не хватало правды, и он повторял дубль за дублем. Актеры просидели в пучине морской четыре часа. После этого угодили в больницу: Киндинов заработал воспаление легких, а Громадский застудил почки.
Кроме того, прямо на площадке за лишние советы Андрон уволил известного артиста Николая Олялина. Его роль соседа-трубача отдал Иннокентию Смоктуновскому, который быстро понял ситуацию и не лез со своими подсказками к постановщику.
Зрители приняли фильм с восторгом. Кончаловский получил Гран-при (Хрустальный глобус) на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Не понравилось кино только режиссеру Бернардо Бертолуччи. После просмотра в Риме он отчитал друга: мы, итальянские коммунисты, боремся с американским влиянием, джинсами, их музыкой, а ты это популяризируешь. Закончив спич, Бернардо сел в красный мерседес и укатил.
А Кончаловский смотрел вслед и думал: «Счастливый ты, коммунист!»