12 мая 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения одного из самых оригинальных советских актеров – Николая Вальяно.
Николай Константинович родился в мае 1903 года в Ставрополе. В 1928 году он окончил Техникум сценических искусств, где учился на курсе актера, режиссера и педагога Сергея Эрнестовича Радлова, после чего перешел в только что организованный этим режиссером Молодой театр.
Николай Вальяно, пришедший в театр в момент его основания получал роли практически во всех постановках на этой сцене – «Горячее сердце», «Похождения бравого солдата Швейка», «Со вчерашнего похмелья», «Конец аса».
Роль солдата Швейка принесла актера большую известность и признание критиков. Эту роль он сыграл 514 раз. В Молодом театре Вальяно получил хороший опыт из-за многочисленных экспериментов, организованных руководством.
Так, например, в комедии «Близнецы» актеры выходили на сцену и играли в масках. Зрители не видели мимики на лицах персонажей, поэтому приходилось «играть телом», чтобы смотреться убедительно в своих образах.
Роли, сыгранные Николаем Константиновичем на сцене Молодого театра, создали ему амплуа комика-буффа, то есть актера, который преподносит действия своего героя в карикатурной форме, создавая сатирический эффект. В такой же манере, например, работал, Чарльз Чаплин. Игру Вальяно критики называли водевильной.
Актер очень тяготился тем, что роли не позволяют ему выйти за пределы своего амплуа. Поэтому с 1931 году с помощью своей сестры Марии Константиновны он переходит в Академический театр имени Пушкина. Там он не только выступал как актер, но и состоял в должности секретаря партийного комитета.
Он играл по большей части в комедиях – Вася Окорок в «Бронепоезде 14 – 69», Кимбаев в «Страхе», Санчо Панса в «Дон Кихоте», и вот, в 1935 году, ему досталась первая драматическая роль – он сыграл положительного героя Платона Кречета. Но эту роль не приняли ни зрители, ни критики.
— Ладно бы ругали, тогда бы можно было оценить недочеты, поработать в этом направлении. Но они просто промолчали, проигнорировали, пропустили мимо себя эту роль. А это уже обидно, — писал Николай Вальяно.
Но выход все-таки нашелся самым неожиданным образом – после внесения правок постановку «Платон Кречет» стали подавать в комедийном ключе, и она сразу заиграла новыми красками. И главным героем этой комедии был Ваяльяно.
— Не было в тот момент в Академическом театра имени Пушкина другой такой комедии, где бы зрители так смеялись. Кажется, что уже само имя Платон Кречет становится символом доброго смеха, улыбки, анекдота, — писали критики.
В последующие несколько лет Николай Константинович играл на сцене этого театра роли, по большей части, комедийные и характерные: инженер Клобуков — «За тех, кто в море!», интриган Яков Ясса – «Заговор обреченных», почтмейстер — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», Силан – «Горячее сердце», Шмага – «Без вины виноватые».
Критики к середине 1930-х годов называли Николая Вальяно мастером сценического портрета, способного на довольно скромном и ограниченном драматическом материале создать яркий и многосторонний образ. Так, например, он сыграл анархиста в «Оптимистической трагедии», итальянца Филлони — «Час пик», полицейского пристава Кизила – «Много шума из ничего».
В ноябре 1937 году актерская карьера Николая Константиновича неожиданно прервалась – его арестовали по доносу. Через несколько дней Вальяно включили в «сталинский расстрельный список». Это перечень с досудебным перечнем лиц, которые подлежали разным видам наказания, преимущественно, к расстрелу. Документы утверждались самим Иосифом Сталиным и его ближайшим окружением.
Сначала его бросили во внутреннюю тюрьму на улице Шпалерной в Ленинграде. Чудом актер спасся от неминуемой гибели. Когда его этапировали в «столыпинском вагоне», он смог выбросить из окна записку с криком о помощи. Ее передали актеру Николаю Черкасову. Тот в должности депутата Верховного Совета СССР, добился, чтобы его коллегу освободили.
В застенках Николай Ваяльно провел два года. В конце 1939 года, когда репрессии в стране пошли на спад, его освободили, предварительно полностью реабилитировав. Благодаря реабилитации, Вальяно смог восстановиться на работе в Театре имени Пушкина, где проработал еще ровно 40 лет – в 1980 году его не стало в возрасте 77 лет.
В кино в период с 1935 по 1976 год Николай Константинович сыграл всего девять ролей. Самые известные фильмы с его участием – «Искатели счастья» (1936 год), «Три толстяка» (1966 год), «Операция «Трест» (1967 год), «Земля, до востребования» (1972 год) и «Сентиментальный роман» (1976 год).