Её 48-летний муж не пережил инфаркта в новогоднюю ночь, а она 46 лет хранила ему верность. Непростая судьба Софьи Пилявской

Театральная сцена МХАТа почти 70 лет была вторым домом для Софьи Станиславовны Пилявской. А зрители кинематографа запечатлели её в памяти как тётушку Костика из «Покровских ворот». У актрисы было множество поклонников, которые мечтали о её расположении и готовы были отдать ей все богатства мира. Но она, овдовев в 42 года, не хотела видеть никаких ухажёров.

«Покровские ворота», 1982

Детство

Пилявская имела польское происхождение. Она получила католическое крещение и тройное имя — Софья Аделаида Антуанетта. В семье все общались только на польском языке, реже на французском, а русским они пользовались только когда выходили из дома. В связи с этим у маленькой Зоси (так звали будущую актрису в детстве) имелся заметный акцент, помешавший ей поступить в школу-студию МХАТ с первой попытки.

Её отец Станислав Пилявский принадлежал к дворянству, но в начале 20-го столетия стал сторонником большевиков, и за это поплатился ссылкой в Сибирь, где и появилась на свет в 1911 году Зося. Позже он развёлся с женой и уехал в Петроград с новой спутницей. Он принимал активное участие в революционных событиях и в последующем получил высокую должность в советском правительстве.

С 1919 года Софья вместе со своей матерью и родным братом проживала в Москве в коммунальной квартире, в которой помимо них жили артисты МХАТа. А её родной отец вместе с новой семьёй обитал в просторной четырёхкомнатной квартире, из которой было видно Кремль. Софья всегда ценила то, что её родители сохраняли между собой уважительные отношения несмотря на развод.
Когда Зосе было 9 лет, в их квартиру зашёл Константин Станиславский, который хотел предложить одной из артисток работу. Так девочка познакомилась с тем, кто стал её наставником в будущем. Спустя два года она уже не могла жить без МХАТа, где смотрела все постановки, забывая о школе.

О личном

Со своим будущим и единственным избранником Софья познакомилась во МХАТе, где они вместе играли. Николай Дорохин полюбил ее с первого взгляда, и с тех пор он всем представлял ее как свою супругу. Его настойчивость возымела эффект, и Софья, почувствовав настоящую любовь, скоро ответила ему взаимностью и они на самом деле стали мужем и женой.

Николай Дорохин в фильме «Волочаевские дни», 1937

Но своего зятя увидела только мать актрисы. Как раз в тот день, когда должна была состояться их встреча с отцом, его задержали. Станислава Пилявского осудили за сотрудничество со спецслужбами других государств, объявили «врагом народа», а на его близких родственников легло клеймо неблагонадежности. От Николая в тот момент потребовали отказаться от жены и всей её родни. Но он ни на секунду не подумал о том, чтобы предать ту, которую любил всей душой. Из-за постоянных вызовов в НКВД, сильного стресса и беспокойства о жене, актер в 33 года получил первый инфаркт.
Софью хотели изгнать из театра. Но на её сторону встал сам Станиславский. Он отказался поддержать обвинения против юной актрисы. Его авторитет был так велик, что Пилявская не только сохранила своё место в театре, не только продолжила играть на сцене, но и получила звание заслуженной артистки.

Софья и Николай родились почти одновременно: она 17 мая, он 18-го, и им было привычно отмечать день рождения в один день, как будто он принадлежал им обоим. Их нежная любовь и взаимная преданность не угасали с годами. Они были неразлучны и проводили вместе каждую свободную минуту, не чувствуя скуки или раздражения.

Других людей рядом с ними почти не было, только некоторые сохранили хорошие отношения. Таким человеком была и Ольга Книппер-Чехова, вдовствующая супруга великого писателя. С ней супруги ежегодно праздновали Новый год, как родные.

«Заговор обреченных», 1950

Жизнь без мужа

Софья потеряла своего любимого мужа преждевременно, когда ей было всего 42. Это произошло неожиданно, перед самым Новым годом, в доме Ольги Книппер-Чеховой, куда актриса с Николаем пришли на праздничный ужин. За 20 минут до полуночи актёр скончался. Второй инфаркт, случившейся в его 48 лет, оказался последним.

«Серебристая пыль», 1953

Софья Пилявская прожила без мужа 46 лет. Каждый Новый год она украшала елку и проводила этот вечер одна. Актриса так больше и не вышла замуж, хотя многие мужчины обращали на нее внимание.

Софья Станиславовна продолжала появляться на сцене, лишь изредка снимаясь в кино. Также она посвятила себя преподаванию в Школе-студии Немировича-Данченко. Студенты очень уважали и нежно относились к ней: за её культуру и интеллект, за мастерство, за душевное общение с каждым. Софью Станиславовну звали Зосей не только друзья, но и некоторые студенты. Актриса была добрым и открытым человеком, и часто устраивала у себя встречи. А на стене ее квартиры висел портрет Николая Дорохина, о котором она рассказывала с любовью и гордостью.

На исходе своей жизни Софья написала мемуары с говорящим названием «Грустная книга». Актриса не была одинока, рядом с ней жила её домработница, которую актриса искренне считала своей родственницей. Пилявская не забыла о своих близких и знакомых в своем завещании, она оставила каждому что-то памятное о себе. Она ушла из жизни зимой 2000 года, ей было 88 лет.

«Несмотря на преклонный возраст», 1985