В историю кинематографа режиссер Иван Пырьев ворвался по-мальчишечьи дерзко, закрепился в профессии и в итоге стал одним из классиков советского кино.
Судьба Ивана Александровича оказалась непростой. Прежде чем снимать полнометражное кино, он проделал очень много черновой невидимой работы, получив колоссальный опыт. Каждую его работу одни коллеги отчаянно ругали, другие также отчаянно защищали.
Иван Пырьев в 1923 году после переезда в Москву
Иван Пырьев всегда шел вперед, через преграды, он жил и работал в постоянной борьбе и спорах. В ответ на критику и запреты он защищался и нападал, и выходил победителем, потому что верил в себя, в свое искусство.
Коллеги рассказывали, как этот худой человек среднего роста, с припухшей губой просматривал черновой материал, а потом врывался рабочий павильон, и обрушивался с критикой как гром среди ясного неба на тех, кто недоработал, пропустил, что-то не увидел так, как этого требовал режиссер.
Иван Пырьев на съемках фильма «Морока» в 1925 году
И вот он совсем другой: притихший, мягкий, задумчивый размышляет о новом фильме, или же задумывая организацию Союза кинематографистов. А потом разгоряченный, убедительный, бескомпромиссный он выступает на трибуне съезда СК., доказывая свои принципы развития советского кино.
Коллеги часто называли его несправедливым, и обоснованно. На пути к результату он был вспыльчивым, резким. Но работать с Иваном Пырьевым любили. Потому что он всего себя отдавал достижению выбранной цели, видел дарования и умел их ценить.
Иван Пырьев обсуждает с коллегами декорации к фильму
— Прирожденный режиссер, он всегда мыслил кинематографическими образами. Его творческая воля, словно магнит, притягивала таланты. Почти всегда он сам был автором снятых им фильмов, — писали о нем советские киноведы.
Кадр из фильма «Государственный чиновник», 1930 год
Обновленный в 50-е годы «Мосфильм», на котором была снята добрая треть всего золотого кинофонда СССР, Союз кинематографистов, многие открытые им режиссером обязаны именно Пырьеву. Он строил, открывал, создавал, продвигал вперед все то, что дарило зрителю кино со знаком качества.
Иван Александрович приехал из Екатеринбурга в Москву, учился у самых известных революционных режиссеров – Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна, но не стал их последователем. Он искал свое, поэтому стал одним из самобытных советских режиссеров.
Кадр из фильма «Конвейер смерти», 1933 год
Его первая самостоятельная работа в кино – фильм «Посторонняя женщина» обратила на себя внимание известных режиссеров. Второй его фильм – комедия «Государственный чиновник», в которой Пырьев сатирически обличал мещанство. После этого фильма режиссера обвиняли в зубоскальстве.
Иван Пырьев на совещании
И тогда Иван Александрович снял все серьезные психологические драмы – «Конвейер смерти» и «Партийный билет», в которых снялись известные актеры Ада Войцик, Тамара Макарова, Андрей Абрикосов, Александр Горюнов.
После этого Пырьев вновь меняет жанр, он создает три лирические музыкальные комедии о колхозной деревне, открывая зрителю новые имена. Это фильмы «Богатая невеста», «Трактористы» и «Свинарка и пастух».
Кадр из фильма «Конвейер смерти», 1933 год
Здесь есть мягкий юмор, жизненный позитив. Это фильмы о молодых советских людях в исполнении Марины Ладыниной, Николая Крючкова, Петра Алейникова, Бориса Андреева.
Внутренний мир героев раскрывался в мелодиях композиторов Исаака Дунаевского и Тихона Хренникова, а также в жизнеутверждающей режиссуре. Здесь была вера в светлое коммунистическое будущее, вера в человека труда.
Кадр из фильма «Партийный билет», 1936 год
В годы Великой Отечественной войны именно Иван Пырьев создал первый фильм на военную тему, сняв киноленту «Секретарь райкома» — темпераментную драму. А также «В шесть часов вечера после войны» — лирическую комедию с ощущением радости грядущей Победы.
После воны Иван Александрович снял фильм о стремлении к воплощению социалистических идеалов в мирной жизни – это кинолента «Сказание о земле Сибирской» (сам режиссер был сибиряком, воспитанным дедом-старообрядцем).
Николай Крючков и Борис Андреев в фильме «Трактористы»
А потом была знаменитая бесшабашная комедия «Кубанские казаки». Режиссера критиковали на приукрашенную советскую действительность, бесконфликтность сюжетов и поверхностный взгляд на фундаментальные вещи. Пырьев отвечал, что его цель – показать зрителю, как должен жить советский человек и дать ему отдохнуть за просмотром фильма.
Юлия Борисова, Юрий Яковлев и Иван Пырьев на премьере фильма «Идиот» в США
Последнее десятилетие своей жизни Иван Александрович Пырьев отдал экранизациям произведений Достоевского – сначала он снял первую часть «Идиота», открыв зрителю драматический талант Юрия Яковлева, а потом – «Братьев Карамазовых», которые доснимали его ученики – Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
Юрий Яковлев в фильме «Идиот»
Умер Пырьев во сне, вернувшись со съемок домой. Он был истинным воином, первооткрывателем со сложным характером. Настоящий художник.