Работа над этим фильмом началась ещё во время войны. В 1944 году в знак солидарности с союзниками после открытия Второго фронта, в СССР было принято решение снять несколько художественных фильмов по произведениям американских и английских авторов.
«Белый Клык» (1946).
Говорят, что известный советский режиссёр-документалист Александр Згуриди сам пришёл к руководству с предложением снять художественный фильм по повести Джека Лондона «Белый клык». И у него даже был свой готовый сценарий.
Александр Згуриди в конце 40-х годов.
Начальство идею подхватило, и режиссёру поручили в кратчайшие сроки приступить к съёмкам. Все уже ожидали конца войны, и руководству очень хотелось, чтобы фильм появился в дни празднования Великой Победы.
Но война завершилась раньше, когда съёмки фильма только-только начались. С одной стороны, режиссёру было обидно, что его фильм не сможет участвовать в таких торжественных событиях, но с другой стороны, его перестали торопить, и он смог работать над картиной в спокойной обстановке, а не в состоянии аврала, как до этого.
«Белый Клык» (1946).
Фильм снимали на Алтае, где российская природа напоминала канадский штат Юкон, в котором развивался сюжет повести. Александр Михайлович Згуриди не проводил проб актёров. Позже он признался, что просто не умел это делать, так как никогда этим раньше не занимался.
Получив от начальства полный карт-бланш, он просто назначил двух главных исполнителей, которые, с его точки зрения, подходили под авторское описание. Так в фильме появились: Олег Жаков в роли инженера Уидона Скотта и актёр Лев Свердлин в роли его помощника Мэтта. Примерно также, лишь по внешним данным, режиссёр подобрал актёров и на другие роли.
Олег Жаков и Лев Свердлов в главных ролях в фильме «Белый Клык» (1946).
Уже после успеха фильма Згуриди признался коллегам, что самым трудным для него было работа с актёрами-людьми. Его не пугали съёмки с животными или с массовкой. В своих документальных лентах он хорошо умел подстраиваться под уже имеющиеся обстоятельства. А вот самому создавать игру в кадре было новым и необычным для него делом.
«Белый Клык» (1946).
Тем не менее, в режиссёрской работе всё было сделано профессионально. И большая заслуга в этом была Льва Наумовича Свердлина, который неофициально стал главным консультантом и помощником режиссёра.
«Белый Клык» (1946).
Почему-то во многих изданиях и даже в федеральных СМИ пишут, что в этом фильме в главной роли снялся знаменитый фронтовой пёс Джульбарс. Герой войны и участник Парада Победы, о котором писали в газетах, и о нём даже лично знал сам Сталин.
Знаменитый пёс Джульбарс за годы войны нашёл более семи тысяч мин и снарядов. Он не не только помогал сапёрам при разминировании. Например, вовремя атаки он бежал впереди танка и указывал безопасный путь между заложенными минами.
Овчарка Риджор в фильме «Белый Клык». Не надо быть специалистом-кинологом, что бы понять, что это разные собаки.
Легенда красивая, но, увы, лишь легенда. На самом деле в картине маленького Белого Клыка, в зависимости от эпизодов, сыграли два диких волчонка, а взрослого пса-полукровку (Белый Клык был гибридом волка и собаки) сыграла 4-летняя овчарка по кличке Риджор.
«Белый Клык» (1946).
Рядом со съёмочной площадкой содержался небольшой питомник животных, участвующих в фильме. Их помогли собрать местные охотники, и после завершения работы зверей опять выпустили на волю.
«Белый Клык» (1946). В фильме снималась настоящая волчья семья.
Но одного волчонка, который успел привязаться к режиссёру, Згуриди забрал с собой в Москву. Он вырос в городской квартире, и Александр Михайлович позже выгуливал волка по московским улицам как обычного домашнего пса. Об этом позже рассказала вдова режиссёра Нана Георгиевна Клдиашвили.
Овчарка Риджор в фильме «Белый Клык» (1946).
Фильм был продублирован для англоязычных зрителей и стал участником Каннского фестиваля 1946 года. Несмотря на высокую популярность картины в СССР, в США фильм посмотрели более 30 миллионов человек, что ориентировочно в два раза превысило количество проданных билетов в нашей стране.