Олег Янковский: «Сейчас безвременье. Вот и героя нет». Четырнадцать лет без любимого артиста

Он ушел 20 мая 2009 года. В тот год была его последняя весна. А за одиннадцать месяцев до этого Олега Ивановича прямо с репетиции на «скорой» увезли в кардиологию. Врачи диагностировали у него ишемическую болезнь сердца. Его тщательно обследовали, назначили курс лечения. И только тогда актер признался врачам, что сердце у него болело уже давно. Несмотря на плохое самочувствие, он не мог бросить работу в театре, не говорил об этом и родным. Спектакль «Шут Балакирев» он и потом играл только после уколов, которые стабилизировали работу сердца.

Лечение немного помогало. Но в самом конце 2008 года Олег Янковский вновь почувствовал резкое недомогание. На этот раз его беспокоили сильные боли в желудке, тошнота, он стал вдруг стремительно худеть. На этот раз все оказалось еще серьезней. Биопсия подтвердила самые страшные опасения — рак поджелудочной железы на поздней стадии.

Он все понимал. И настаивал на операции. Но врачи только разводили руками. Поздно. Не поможет. Он не понимал, как до этого на полном обследовании, у него не нашли эту болезнь?! Но веры в спасительное чудо Олег Иванович не терял, даже летал на лечение в Германию. Не помогли и там. И тогда Олег Янковский прервав курс, вернулся в Москву. В апреле он сыграл свой последний спектакль «Женитьба».

А последним фильмом Янковского стал «Царь» (2009 год) Павла Лунгина, в котором он сыграл роль Митрополита Филиппа. Перед началом съемок в этой картине, Олег Иванович попросил благословения у церкви. А закончив, он сказал: «Можно уже больше ничего и не играть»….

Олег Янковский умер через три дня после премьеры «Царя» на Каннском фестивале. Ему было всего 65 лет.

  • Народный артист СССР Олег Иванович Янковский был последним из мужчин кто получил столь высокое звание. Оно ему было присвоено незадолго до развала страны, 21 декабря 1991 года.

На прощание с актером в Ленком, в котором он служил с 1973 года, пришли тысячи людей. А для миллионов почитателей таланта Олега Ивановича его уход был настоящим ударом.

Он был красив, аристократичен, умен, ироничен, мудр. В нем была порода. Он не был тщеславен, не любил суетиться. Сплетни, злословия, интриги — вся эта шелуха была за сотни километров от него и никогда к нему не прилипала. Он умел отделять главное от не главного. И благодаря этому он не разбазаривал то, что дарила ему судьба.

Своей главной удачей жизни он считал вовсе не работу, а семью. С супругой, актрисой Людмилой Зориной он прожил в счастливом браке 47 лет. Они вырастили сына, который тоже стал актером. Успел Олег Иванович и насладиться общением с внуками. Он очень гордился тем, что смог построить для своей семьи дом.

Самое счастливое время, по признанию актера, были именно поздние вечера. Все уже спят, а он сидит в своем любимом кресле, потягивая виски и куря трубку, размышляя о том, о сем…

В день Памяти актера давайте просто вспомним каким он был. И что говорил.

«Никогда не мечтал ни о какой роли. Что толку мечтать-то? Нет, изначально нас ведут по жизни, и надо это чувствовать. А уж тем более в актерской профессии, она же… от господа Бога, наверное? Надо ценить жизнь, каждый день благодарить за это. Вставать с благодарностью и ложиться с благодарностью».

«Настоящих предательств, к счастью, было немного, а вступать в выяснение отношений из-за мелочей — не мой стиль. Мне проще прекратить общение с неприятным человеком. Жалко на разборки жизнь тратить. Мне все-таки уже пятьдесят пять, надо бы не о суетном, а о вечном подумать. Опять же — за спиной род: внук, внучка, сын… Это для меня очень важно.»

«Мы, актеры старшего поколения, были в счастливом положении: от Владивостока до Калининграда в кинотеатрах с восьми утра шли отечественные фильмы. Миллионные аудитории!»

«Не стал бы играть Воланда. Потому что к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо — ни одной стороны, ни другой».

«Опасно встречать женщин, с которыми был знаком в молодости. Особенно, если тогда это было одно создание, а теперь другое. И приходится делать вид, что все хорошо, говорить: как ты хорошо выглядишь. Лучше вообще их не встречать.С мужчинами еще ничего. Несколько лет назад был в саратовском театре на юбилее, а я в 60-х там работал, я же сам из Саратова. Подходит ко мне технический работник, кажется, пьющий, с таким вот перекошенным лицом. — «Олег, привет!» — «Привет». — «Помнишь меня?» Делаю вид, что помню. И он с таким перекошенным лицом говорит: «Олег, как ты постарел!»

«Меня часто соблазняли политикой, предлагали в свое время кресло министра культуры. Но я считаю, каждый должен заниматься своим делом».

«Мы не умеем созидать. Вместо того чтобы радоваться, например, новому красивому зданию, русский человек начинает скрежетать зубами: «Вот деньжищ-то угрохали, сволочи!» Черная зависть к богатым людям в нас заложена генетически.»

«»Не всякое время может сформировать героя. Бывает ведь и безвременье. Сейчас, по-моему, безвременье. Вот и героя нет».

«Летом была такая забавная история. Снимаюсь на Мосфильме в «Анне Карениной». Жарко. Вышел подышать в сквер. Учительница ведет школьников на экскурсию. Видимо, шепнула им: «Вон артист сидит». Подходят. — «Здравствуйте. Вы актер?» — «В общем, да». — «А снимались где?» Я подсчитал свои картины: «За сто фильмов у меня. А вы что, российское кино не смотрите?» Без паузы: «Не. А фамилия ваша как?» — «Янковский». Без выражения: «А-а-а».

«Если ничего не беспокоит и ничего не болит – значит, ты умер. К тому же российская интеллигенция, к которой я, кажется, могу себя причислить, без боли просто не может. Такова уж ее участь. А перечислять все причины для волнений – времени не хватит».

«Знание, что мне очень повезло, и что очень возможен, реален был совсем другой вариант моей судьбы, оно спасает. И охраняет. И дает понимание, что ты ответствен за то, что дает судьба. И что надо каждый день благодарить за это. Вставать с благодарностью и ложиться с благодарностью. А как иначе?».

В сентябре 2010 года на могиле Олега Янковского был установлен белоснежный мраморный памятник.