Соломин, брат Соломина
Прозвище «доктор Ватсон» приклеилось к Виталию Соломину в 1979 году, когда актёру было 38 лет, и сопровождало его до конца жизни. Зритель полюбил этого милого чопорного английского джентльмена, неуклюжего недотёпу с обаятельной улыбкой. Но в жизни Виталий Соломин был совсем другим – решительным, сильным, часто он казался замкнутым, и даже холодным. Таким его воспитала судьба, постоянно испытывавшая его на прочность. Но он всегда справлялся, оставаясь, как и его самый знаменитый киногерой достойным надёжным человеком. В искусстве он всегда ставил себе самые высокие цели и задачи, постоянно стремился к совершенству, и не считал, что лучшее – враг хорошего. Успех не мог его обмануть – в оценках самого себя он был очень критичен, и даже жесток.
Детство
Виталий родился 12 декабря 1941 года в Забайкалье, в Чите. Мать, Зинаида Ананьевна Рябцева, преподавала музыку, отец, Мефодий Викторович тоже был музыкантом. Семья жила не богато, но очень дружно. У Виталия был брат Юрий, стершее него на 6 с лишним лет. Братья самостоятельно занимались спортом, а родители учили их музыке. В «музыкалку» Виталий как на каторгу шёл пешком вечером по тёмному городу к чёрту на куличики – освещения и транспорта не было. А в Чите очень сильные ветра, и холодно зимой. Как-то, посинев от ветра и мороза, он доплёлся до покосившейся хибары, где находилась музыкальная школа, попытался открыть деревянную дверь, но не смог – у порога намело небольшой сугробчик. Виталий для очистки совести ещё пару раз дёрнул дверь, но она не поддалась, а он не очень-то и налегал. И, хотя в окнах горел неяркий свет от керосиновых ламп, мальчик гордо развернулся, и, забыв, что продрог до костей, пошёл домой. Родителям он сказал, что школа закрыта.
Щепкинское училище
С раннего детства Виталий демонстрировал всем свой независимый характер, во всём старался не просто догнать, а перегнать старшего брата, который уже давно решил, что станет актёром. Получив аттестат, Юрий уехал в Москву, и поступил в Щепкинское училище при Малом театре. Через 6 лет и Виталий, неожиданно для всех, заявил, что пойдёт по стопам брата. В 1959-м в Читу из Москвы приехал педагог для отбора талантливых молодых людей в «Щепку». Виталий в полной уверенности, что его примут – все вокруг говорили, что у него талант и большое будущее – пошёл на творческий конкурс, но провалился. Мама позвонила Юрию, и тот сказал, чтобы брат ехал в Москву, и сдавал экзамены там. Приехав в Москву, Виталий понял, что этот город очень отличается от его родной Читы, а здание Щепкинского училища показалось провинциальному юноше прямо-таки неприступной крепостью. Брату он заявил, экзамены пойдёт, только если Юрий будет сопровождать его в качестве моральной поддержки. Юрию было неудобно – он уже преподавал в «Щепке». На выручку пришла жена Юрия актриса Ольга Соломина – она чуть ли не за руку отвела Виталия на экзамены, и его приняли на курс известного актёра, лауреата трёх Сталинских премий Николая Анненкова.
Брак и развод с Натальей Рудной
Но оказалось, что трудности для Виталия только начинаются. На занятиях, когда все старались обратить на себя внимание, он сидел молча, не высовывался, в первые ученики не лез, и внимательно слушал то, что говорил преподаватель. Однако, несмотря на скромность и сдержанность студента Соломина, преподаватели его заметили, и уже на втором курсе его пригласил в свой спектакль «Танцы на шоссе» великий театральный режиссёр Анатолий Эфрос. Но во время репетиций Соломин, как ни старался, не мог сосредоточиться – он всё время думал о своей партнёрше по сцене Наталье Рудной, а она, столичная красавица, была холодна и неприступна. В какой-то момент Наталья заметила внимание Виталия, и даже позволила ему несколько раз проводить её до дома. Но тут по распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой спектакль Эроса закрыли. Соломин испугался, что теперь не сможет видеться с Натальей – не было бы повода, а училась она в «Щуке», но она уже поняла, что не представляет себе жизнь без Виталия, они стали встречаться чаще, и в 1963 году поженились.
Отец Натальи был журналистом, мать – переводчицей с немецкого языка. В Москве у них была неплохая квартира, а у дочери там – своя комната, и Виталий из театрального общежития переехал к жене. Первое время они были счастливы, но вскоре стало ясно, что Виталий и Наталья – совершенно разные люди: он любил уединение, много читал, а жене больше нравилась жизнь столичной богемы, шумные компании. Она почти никогда не сидела дома, и удивлялась, что Виталий оказался таким затворником и домоседом. Противоположные полюса не притянулись, и через три года супруги официально развелись. Соломин вернулся в общагу Малого театра. Внешне он спокойно переживал развод, но стал ещё более замкнутым, ещё больше закрылся в себе, и решил больше никогда не жениться. Наталья потом была замужем за автором «Белорусского вокзала» Андреем Смирновым, родила ему двоих дочерей – Авдотью и Александру. Сейчас Наталья замужем за телеоператором Сергеем Лукиным.
Эпизодические роли в фильмах
В это время Соломина утвердили на одну из главных ролей в фильме Павла Любимова «Женщины». Фильм не был для него дебютом – в 20 лет он снялся в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева. Эпизод был крохотный, но со словами – герой Соломина забросил пустую бутылку через Москва-реку и Волгу в океан, хотя Волга, как всем известно с раннего детства, впадает в Каспий, выхода в океан не имеющий. Но фильм положили на полку, и в прокат он вышел через несколько лет под названием «Мне двадцать лет». Впрочем, Соломина там даже в титрах не было. Фильм «Улица Ньютона, дом 1» снимать начали позже, а вышел он раньше. Там Соломин тоже снялся в эпизоде, но, в отличие от фильма Хуциева, в титры попал. В картине «Председатель» у Соломина роль была побольше – его хирург Валежин даже с самим Трубниковым в исполнении Михаила Ульянова ругался.
Первая большая роль в фильме
Мечты о большой серьёзной кинороли сбылись. В «Женщинах» герой Соломина Евгений влюбился в одинокую женщину с ребёнком. Для того времени это была остро социальная тема, а для Евгения и его возлюбленной, живущих в небольшом городке, где все всех знают, и все у всех на виду, любовь оказалась сильнее общественного мнения, разных сплетен и пересудов. Фильм стал лидером проката 1966 года – его посмотрели почти 37 млн. человек, и Соломин, достоверный искренний, и надёжный, внезапно стал идеалом мужчины для миллионов зрительниц. Собственно, играть-то ему особенно и не пришлось – он и в жизни был таким.
Малый театр
Однако, несмотря на заметные успехи и растущую популярность, творческая жизнь, вернее, её результаты, не очень устраивали Виталия. Он всё сильнее замыкался в себе, закрывался, всё больше читал, сидя в крохотной комнатке в общаге. После окончания «Щепки» его зачислили в труппу Малого театра, где уже состоял в штате Юрий. За 20 лет в Малом Соломин играл в 21 спектакле, но ему самому эти работы удовлетворения не приносили, хотя он был Чацким в «Горе от ума», Хлестаковым в «Ревизоре» и Федей Протасовым в «Живом трупе» – о таких ролях мечтает любой артист. Накануне премьеры «Горя от ума» у Виталия случился первый в жизни гипертонический криз, но от помощи докторов он отказался, и вышел на сцену. Это был первый звонок, который мог кончиться трагически, и который прозвучал колоколом в 2002-м. Премьера стала событием, критики и зритель оценили талант Соломина, известного больше по киноролям. Это был настоящий успех. Однако в театре это лишь усложнило его существование – появились завистники, кто-то стал опасаться, что Виталий может отнять у них роли. Кроме того, Виталия несколько угнетало, что он оставался как бы в тени своего брата, карьера которого в театре и в кино была более успешной – одни Павел Кольцов в «Адъютанте его превосходительства» чего стоит!
Надежду принёс 1969-й год: известный режиссёр Пётр Тодоровский утвердил Соломина на главную роль в фильме «Городской романс», который должен был стать событием в киномире. Вместе с Виталием в картине снималась студентка текстильного института Мария Леонидова – она случайно попала на глаза ассистенту Тодоровского по актёрам, и тот позвал её на кинопробы, а Тодоровский сразу утвердил её на главную роль. Девушка очень нервничала, смущалась, на площадке была нервозная обстановка, а Соломин старался её поддержать, и сам не заметил, как влюбился. И тут Тодоровский решил, что напрасно взял на главную роль Соломина, и пригласил Евгения Киндинова. Соломин очень переживал, что Маша теперь будет считать его неудачником. Внешне Виталий оставался таким же холодным и сдержанным, но на самом деле он по-настоящему страдал. После нескольких мучительных недель он решил, что всего себя посвятит только работе, как решил ещё в юности, а в личной жизни – как повезёт.
«Даурия» и второй брак
После отставки из «Городского романса» Виктор Трегубович пригласил Виталия в двухсерийную картину «Даурия» о дальневосточных казаках времён революции и Гражданской войны. Это был один из двух фильмов, где братья Соломины сыграли вместе – потом была оперетта «Летучая мышь». Снимали фильм на их родине в Чите. Во время съёмок приходилось много ездить в седле – трюки актёры выполняли сами. Однажды лошадь, актерскому мастерству не обученная и к шуму на площадке не привычная, понесла, сбросила Виталия, который тоже не был мастером-наездником. Он сильно повредил спину, и загремел в больницу. На площадку он вернулся, не долечившись: Виталий помнил опыт «Городского романса», и боялся, что Трегубович найдёт другого актёра, и переснимет материл с ним. Да и что греха таить: в больнице его одолевали мысли о Маше, и в работе он надеялся забыть о ней.
Со съёмок «Даурии» Виталий на несколько дней вырвался по делам в Москву, и в метро случайно встретил звукорежиссёра из съёмочной группы «Городского романса», Виктора Курганского, и тот, почти в шутку сказал, что Маша очень скучает по Соломину. Виталию воспринял эти слова всерьёз. Хотя картину ставили на Одесской киностудии, большую её часть снимали в Коломне, съёмочная группа жила в Москве, и далеко ехать не пришлось. Виталий и Маша встретились, договорились, что когда закончатся съёмки в Чите, увидеться вновь. Маша поняла, что Виталий тот человек, о котором она мечтала всю жизнь, а Соломин, не выдержав разлуки, снова приехал в Москву, признался Маше, которая была младше него на 8 лет, в любви, и предложил руку и сердце. Поженились они в октябре 1971 года. Жили врозь – он в Москве, она получила распределение в Ленинград, виделись редко, но Соломин был по-настоящему счастлив, ведь Маша понимала его, как никто другой. Но именно он, ревнуя, не позволил Марии продолжать карьеру в кино – после замужества она снялась только в шести картинах, причём, в четырёх из них играла вместе с мужем. Мария послушно взяла на себя роль домашней хозяйки. В 1973 году у них родилась дочь Анастасия, через девять лет – Елизавета.
В 1974 году Соломин стал Заслуженным артистом РСФСР, однако как киноактёр он был совершенно несчастлив. В своём дневнике он записал, что на актёрском поприще ничего не добился. Ему было под 40, и он хотел настоящей работы. Он хотел ставить спектакли в Малом театре, и в начале 80-х даже поставил «Моего любимого клоуна» по повести своего друга Василия Ливанова, и сам сыграл в нём главную роль. Но в 1985 году в Малый пришёл новый руководитель известный актёр и режиссёр Владимир Андреев, и один из Соломиных оказался не угоден. Андреев снял с репертуара «Моего любимого клоуна», билеты на который были раскуплены на месяцы вперёд. Соломина это оскорбило, и он ушёл в театр им. Моссовета. Когда брата назначили худруком Малого, Виталий вернулся, и поставил «Дикарку» по Александру Островскому, мюзикл «Свадьба Кречинского» по Александру Сухово-Кобылину, и «Иванова» по Антону Чехову. По театру гуляли слухи о его длительных романах с Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой. Первая была младше Соломина на 17 лет, вторая – на 20.
«Сибириада»
Соломина начали мучить боли в спине – сказалась травма, полученная на съёмках «Даурии». Нужно было идти к врачам, но в это время Андрон Кончаловский пригласил его на главную роль в 4-серийном фильме «Сибириада». Соломин моментально забыл о своей больной спине, и с головой окунулся в работу. Спал он по 2-3 часа в сутки, постоянно репетировал, предлагал режиссёру своё прочтение роли. Фильм получил второй приз Каннского кинофестиваля, уступив «Апокалипсису сегодня» Френсиса Форда Копполы и «Золотому барабану» Фолькера Шлёндорфа.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Соломина стали узнавать, останавливать на улицах и просить автографы, но никакой звёздности у него не появилось. Соломина начали приглашать киностудии. Дома его письменный стол был завален новыми сценариями. Но скучные «производственные» или «колхозные» картины и слезливые мелодрамы его не привлекали. И вдруг Игорь Масленников позвал его на роль доктора Ватсона. Удивительно, но Соломин, опытный актёр, на пробах заметно нервничал. Ему нужно было играть друга главного героя, а они с Василием Ливановым, которого утвердили на роль Шерлока Холмса, даже не были знакомы. Ливанов убеждён, что любовь сыграть можно, а вот чтобы играть дружбу, нужно дружить в жизни, потому, что любовь бывает безответной, а дружба – нет. Соломин с Ливановым подружился на всю жизнь, и считал эту дружбу самым большим успехом картины. Ливанов так считает до сих пор, хотя с момента ухода Виталия Соломина прошло уже больше двадцати лет. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» сразу полюбился зрителям, а Виталия воспринимали только как доктора Ватсона. Но не о таком успехе он мечтал.
«Зимняя вишня»
В 1985-м Масленников снял Соломина в ставшем очень популярном фильме «Зимняя вишня». Позже Масленникову вкус изменил, и он снял продолжение «Вишни», превратив хорошую картину в пустую мыльную оперу, где ни Соломину, ни его партнёрше Елене Сафоновой играть было попросту нечего, и они тоскливо отбывали номер.
«Свадьба Кречинского» и уход
«Свадьбу Кречинского» зритель полюбил, но самому Соломину спектакль, где он ещё и главную роль сыграл, дался очень непросто – ему ведь было под 60, и спектакль стал роковым в его жизни. Он танцевал, садился на шпагат. Из-за таких нагрузок вновь страшно разболелась спина, прогрессировала болезнь сосудов. Но Соломин внимания на своё здоровье не обращал. Всю жизнь он добивался именно творческой свободы, и уже никак не мог от неё отказаться. А ещё он преподавал во ВГИКе, и студенты его обожали, некоторые в своём обожании доходили до того, что звонили своему преподавателю по ночам, чтобы посоветоваться или поделиться. Соломин относился к таким звонкам спокойно, не ругался и не роптал. Впрочем, он и без этих звонков отдыхал по 2-3 часа, и не соблюдал никакого режима сна, отдыха и питания. У него были грандиозные планы новых постановок. Умер он, фактически, на сцене, потеряв сознание во второй части «Свадьбы Кречинского». В антракте вызвали «скорую», и на руках отнесли его в машину. Врачи диагностировали обширный инсульт. Месяц он пролежал в больнице в глубокой коме, и 27 мая 2002 года умер, так и не придя в себя.