Актер Николай Иванович Парфенов умело воплощал на экране различных представителей советской бюрократии и быта: от чиновников и управдомов до бухгалтеров и соседей. Ему не часто доставались главные роли, но он стал одним из самых популярных и запоминающихся актеров своего времени.
«Случай на шахте восемь!», 1957
Образование и карьера
Он был одним из шестерых детей в семье, которая рано потеряла отца и жила небогато. Единственными кормильцами были мать и два старших брата Николай и Борис, которые трудились на земле с утра до вечера. В 1930-е годы семью Парфеновых обвинили в кулачестве и их мать выслали на добычу торфа. Тогда Николай уехал в Москву, где устроился простым рабочим на завод.
Но он не забывал о своей заветной мечте стать актером. Он решил испытать удачу и смог поступить в театральную студию, организованную театром Моссовета, где тогда был недобор (его однокурсником оказался Владимир Зельдин). Потом именно этот театр стал его вторым домом на протяжении всей жизни и дал возможность сыграть множество ролей.
«Родные поля»
Парфенов начал свою кинокарьеру в 1945 году, а в 1950-е стал одним из самых востребованных актеров в фильмах о жизни и труде советских людей. Николай Иванович принял участие более чем в 130 картинах, не прекращал сниматься до 80 лет. Многие зрители особо запомнили его по фильмам «Афоня», «Мы, нижеподписавшиеся», а также по рекордному количеству ролей в киножурнале «Фитиль».
На самом деле артист был совсем не похож на сыгранных им экранных персонажей, которые часто оказывались неловкими и неумелыми в общении. Николай Иванович хорошо знал поэзию, умел играть в шахматы и ценил хороший юмор. Кроме того, он не имел вредных привычек, избегал пить спиртное и всегда поддерживал свое здоровье спортом.
«Семь стариков и одна девушка»
Личная жизнь
Артист очень дорожил своей семьей, но крепкий брак ему удалось построить лишь пройдя через расставание. Сначала Николай попробовал создать семью со своей коллегой Ольгой Васильевой, у них появилась дочка Ирина, но они не смогли сохранить свои чувства.
Парфенов тяжело переживал развод, но потом друзья-актеры познакомили его с женщиной, работавшей в бухгалтерии театра, которая была в разводе и растила двоих детей. Актер женился на Ларисе Алексеевне и стал заботливым отцом для ее сына и дочери. Вместе они смогли прожить в гармонии почти 50 лет.
«Очень важная персона», 1984
Николай Иванович не растрачивал свои заработки, надеясь повидать мир вместе со своей женой, и накопил немало к пожилому возрасту, но оказался обманут: в 1990-е его деньги обесценились.
Когда его супруга пострадала от инсульта и потеряла способность двигаться, Парфенов ушел из театра, чтобы уделить ей всю свою заботу. После ее кончины он остался одиноким, его поддерживала только сестра Антонина, а дочь Ирина приходила к нему лишь иногда.
В конце жизни Парфенов мучился от потери памяти и одиночества. Приёмные дети его второй супруги не заботились о нём, а только постепенно выносили из его квартиры всё ценное, от телевизора до мебели. В итоге у Парфёнова не осталось ничего, кроме старого дивана, на котором он и спал.
В какой то момент, устав от такого отношения к себе, Парфёнов принял решение переселиться в дом престарелых для актёров. Он надеялся там найти уют и заботу, а также избежать опасности потеряться на улице (ему уже случалось забывать дорогу домой из-за начавшихся проблем с памятью). Однако для того, чтобы его туда приняли, ему нужно было передать свою квартиру государству. Парфёнов согласился на это, но обнаружил, что в его жилище прописана внучка. Это было сделано тайно от него при участии его жены Ларисы Ивановны и приемных детей. Внучка отказалась уступать свои права на квартиру.
«Золотые рыбки», 1985
Парфёнов скончался от инсульта в 86-летнем возрасте на Рождество 1999 года. Его сестра, на глазах которой это произошло, решила потом кремировать его тело. Она хранила урну с прахом брата почти год у себя дома, думая, что может кто-то из его театральных коллег захочет попрощаться с ним. Но никто не пришёл. Урна с прахом Парфёнова была похоронена на Химкинском кладбище.