Виктор Павлов: неглавные роли, единственная любовь, сорок лет счастья и причина ухода

"Место встречи изменить нельзя".

Виктора Павлова, прославившегося ролью студента в комедии «Операции «Ы» («Экзамен для меня всегда праздник!») и друга Шарапова — Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя», нет с нами уже пятнадцать лет.

Он родился 5 октября 1940 года в Москве. Его родители были сибиряками, жили в Чите: отец работал инженером, мать врачом-акушером. Осенью 1940 года они переехали в Москву и поселились в коммунальной квартирке в Сытинском переулке.

Военное детство, хоть и было голодным и холодным, но оставило только теплые воспоминания: приход с войны отца, запах отцовской военной гимнастерки, много друзей, начало мирной, светлой жизни с надеждой на счастье, гомон «птичьего рынка». Птицы были особой любовью парня, страсть к ним он пронес через всю свою жизнь.

С ватагой пацанов он проникал мимо билетерш в кинотеатр, где притаившись в кинозале удивленно смотрел на экран. В детстве он был хулиганом. Кстати, именно в драке ему повредили ухо, и оно стало слегка оттопыренным. Позже именно на ухе Гайдай сделает акцент в «Операции «Ы».

В восьмом классе над Павловым нависла угроза попасть в колонию — как соучастника кражи. Миновала его эта участь благодаря связям отца, работавшего в Министерстве сельского хозяйства.

После этого Виктор устроился на завод, учился в вечерней школе, и еще успевал играть в драмкружке. В 1959 году Виктор поступил в Щепкинское театральное училище.

«На экзамене я читал Твардовского, Островского, Есенина, Северянина. Есенин и Северянин тогда были запрещены. А я решил, что все равно прочитаю любимых поэтов. Помню, из Северянина читал:

Шумите, вечные дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

После таких слов перекрестился. Все преподаватели просто замерли. Но никто не осудил, никто. А Вера Пашенная вдруг сказала: «Посмотрите, какая у него красивая грудь».

Я чуть не рассмеялся. Просто я очень волновался и часто вздыхал. Вот, наверное, от этого и грудь красивая получилась…» — вспоминал Павлов.

Его однокурсниками были Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов. Дебют Виктора в кино состоялся в 1962 году, когда он учился на четвертом курсе училища: в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах» он сыграл роль солдата. Правда, за год до этого Павлов мелькнул в эпизоде фильма «Когда деревья были большими» (в титрах не указан).

"Операция Ы".

«Операция Ы».

Весной 1965 года, придя в Московский драматический театр имени Ермоловой, Павлов познакомился с будущей женой — актрисой Татьяной Говоровой. Когда Татьяна увидела Виктора впервые, то мягко говоря, была разочарована. Павлов пришел из «Современника», где успел поработать пару лет после окончания театрального училища.

Актеры собрались мы в репетиционном зале на первую читку пьесы Джона Пристли «Время и семья Конвей». Виктору досталась отрицательная роль Эрнеста Биверса — молодого скромного парня, который с годами превращается в богатого самодовольного мерзавца. Татьяна играла подругу семьи Конвей Джоан Хельфорд. И вот Виктора представляют труппе. Встает человек с совершенно несчастным видом, одно ухо торчком, то краснеет, то бледнеет, переминается с ноги на ногу…

Таня недовольно подумала: «Боже мой, как он на сцене-то будет играть?!» Но Павлов скоро освоился, стал поспокойнее. Как потом выяснилось, что в «Современнике» кроме ролей гномов, ему ничего не предлагали. Тане Говоровой было двадцать пять лет, она уже несколько лет играла в театре и чувствовала себя такой «бывалой» артисткой…

Татьяна Говорова.

Татьяна Говорова.

Когда она услышала, как Павлов проникновенно читает пьесу, то подумала: «А у этого парня есть сердце…» Хорошенькая Таня не испытывала недостатка в поклонниках, и ее поначалу задевало, что Виктор равнодушен к ней. Коллектив в театре был дружный. На репетициях и на гастролях обсуждали роли, играли на гитаре, пели и Таня отметила, что именно с Виктором ей очень легко и очень весело.

«Вдруг он взял гитару и запел романсы. Тут у меня словно мороз по коже: такой прекрасный голос, печальные глаза. Во время песни я словно увидела его душу, такую ранимую, добрую. А потом он отложил гитару, подошел ко мне и говорит: «Ты сидишь как-то неудобно. Давай подушечку подложу». И слегка коснулся моей руки. Вот тут, что называется, меня словно током ударило…» — вспоминала Татьяна.

Однажды Виктор вызвался проводить девушку домой после спектакля и она загадала: «Если подарит мне цветы, то выйду за него замуж…» И вдруг Виктор остановился и купил ей огромную чайную розу. Таня улыбнулась и довольно спрятала носик в цветок.

Виктор и Татьяна.

Виктор и Татьяна.

Их роман начался на гастролях в Кисловодске. Оказалось, администратор про Витю, исполнителя главной роли, совершенно забыл и не зарезервировал ему жилье. Всем раздают бумажки с адресами — кто куда заселяется, актеры разъезжаются, а Витя, человек очень скромный, остается стоять с чемоданом на перроне. Таня уговорила квартирную хозяйку впустить еще одного жильца за ширму.

У Павлова в Кисловодске жил друг — карачаевец Чотай. Однажды Виктор и Чотай с друзьями пригласили Таню в горы. Виктор упрашивал друзей сделать так, чтобы поездка произвела на девушку неизгладимое впечатление. «Кунаки» обстоятельно подошли к делу. Взяли с собой лучшие вина, фрукты и … живого барана.

Потрошили его со словами: «Такого шашлыка, вы, артистка Говорова, нигде больше не попробуете!» Таня старательно отворачивалась, но ни кусочка не могла проглотить. Неизгладимого впечатления добились, когда подвыпивший Павлов станцевал безумный темпераментный кавказский танец с кинжалом в зубах. Все лежали от хохота. В этот день Виктор признался Татьяне в любви.

Гастроли закончились, Виктор уехал на съемки, а Таня в отпуск. В разлуке оба поняли, что не могут жить друг без друга, и решили пожениться. Когда они подходили к ЗАГСу, Виктор вдруг потянул Таню за руку к скамейке, усадил и попросил еще раз все обдумать: у нас нет ни денег, ни квартиры… что у нас вообще есть, профессия актера? Так себе капитал… Но Таня ни в чем не сомневалась — с Виктором она была готова на самый скромный рай в самом маленьком шалаше.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев".

Кадр из фильма «Двенадцать стульев».

Свадьбу закатили шикарную. В роли тамады выступил гитарист, красавец и цыган Вася Туманский. Жили молодые у Таниных родителей.

Виктор всю жизнь ревновал Татьяну к мужчинам. Причем, доходило до смешного, в числе Таниных «ухажеров» были все — от верхушки театра до рабочих сцены. Когда жена задерживалась после спектакля, Павлов кричал: «Ты с кем была?! Я знаю, он — рабочий сцены или пожарный!»

Татьяна, считала, что муж ревнивый, поскольку его мать была такой же. Он вообще во многом был похож на маму — и внешне, и по артистичности. Когда умер его отец Павел Игнатьевич, его провожали в последний путь на кладбище, гроб опускают в землю и вдруг вдова Лидия Никандровна сквозь слезы, громко так говорит: «Витя, погляди, кто тут по соседству закопан? Ой, одни бабы же!» Несмотря на трагичность момента, многие еле сдерживались, чтобы не расхохотаться.

Свадьба Виктора и Татьяны.

Свадьба Виктора и Татьяны.

В мае 1967 года в семье появилась дочь Саша. Виктор был очень трепетным отцом, души в ней не чаял, дарил Сашеньке невероятных кукол и закатывал целые пиры на дни рождения. Он был гиперответственным и обожал «своих девочек». Пока Таня была в декрете, Виктор активно снимался.

В этот период он появляется в картинах «Майор Вихрь» и «Адьютант его превосходительства». В последнем Павлов сыграл бандита Мирона Осадчего.

В роли Мирона Осадчего.

В роли Мирона Осадчего.

С этим образом связана забавная история. Павлов с женой пришли в магазин, а там очередь. Они встали в конец очереди. Вдруг какая-та девушка, расталкивая всех локтями, стала пробираться к прилавку. Виктор ее решил осадить: «Девушка, встаньте в очередь, как все. Видите, тут же и бабушки стоят». Эта девушка повернулась к ним и сказала со злостью: «Ты на экране сволочь, такой же и в жизни!»

Виктор и Татьяна с дочкой.

Виктор и Татьяна с дочкой.

В 1968 году Павлова пригласили на съемки «На войне как на войне» на роль Гриши Щербака. Съемки совпали с гастролями театра и ему пришлось уволиться. Позже он пробовал свои силы в нескольких театрах, но в конце концов остановился на Малом.

Вскоре семья получила квартиру в Стрельбищенском переулке, где дочка Саша пошла в школу. Павлов был сумасшедшим отцом — и на лыжах, и на коньках с дочкой… Нужно пианино для занятий Саши? Будет пианино! Английский язык? Оплатил репетитора дочке… Таня жила с ним как за каменной стеной. В выходные Татьяна отсыпалась, а муж с дочкой успевали съездить на птичий рынок и вернуться. «Мама, мы не одни!» — кричала Саша. В доме появлялся котенок, хомяк или щегол.

В шутку за хозяйственность Виктора друзья называли «бухгалтером». Артист виртуозно умел договариваться о гонорарах. Любимая фраза Павлова: «Вы будете иметь хорошего актера, а что будет иметь у вас хороший актер?»

В их доме собирались Александр Абдулов, Борис Хмельницкий, Павел Лунгин, Прасковья Рыбникова. Он обожал удивлять и радовать. Был настоящим человеком-праздником, любил гостей, с удовольствием их принимал.

"Операция Ы".

«Операция Ы».

Хотя чаще озадачивал жену. В югославской картине «Единственная дорога» Павлов работал вместе с Владимиром Высоцким. И вот киногруппа в Москве. «Надо встретить», — командует жене Виктор. Ну, надо так надо. Таня отнеслась со всей серьезностью, потому что народу ожидалась толпа, еще и иностранцы. Пельменей налепила столько, что едва уместила на балконе.

Муж пришел, увидел балкон в пельменях и удовлетворенно улыбнулся — его родители родом из Сибири и это блюдо в семье всегда ценилось больше остальных. У настоящего хозяина дом просто обязан быть полной чашей и Таня старалась соответствовать.

Семья Павловых.

Семья Павловых.

Он не признавал отдыха порознь и летом обязательно вывозил семью на море. Как-то Павловы в Ялте жили в Доме отдыха актеров. Виктор уехал на несколько дней на съемки. По хохоту, который разрывал Дом актера, Таня поняла что ее муж вернулся со съемок.

Они с дочкой увидели Виктора, идущего к ним в узбекской тюбетейке, восточном халате, за пазухой две дыни, в руках коробка с восточными сладостями, в зубах букет цветов. Он был неистощим на выдумки.

Виктор был у режиссеров нарасхват. Кино Виктора полюбило не сразу, зато бурно и навсегда. Он рассказывал, как учился в Щепкинском училище и с киностудии «Мосфильм» пришла ассистентка режиссера отбирать кандидатов на небольшую роль. А Вите отец подарил чешский кожаный портфель, считавшийся тогда особенным шиком. И вот назначают ему время явиться на киностудию. Витя ужасно разволновался, ночь не спал — его же выбрали!

Приезжает. По коридору пробегает та самая ассистентка: «Эй, парень! А портфель где?» И Витя понял, что его выбрали как предмет интерьера вместе с портфелем…

Как он играл в постановках Гончарова, купчика в пьесе «Дети Ванюшина», Шута в «Короле Лире», Аркашку в «Лесе», в изумительных «Беседах с Сократом»!

В 70-80-е годы послужной список Павлова чуть ли не ежегодно пополнялся новыми киноролями. Самыми известными были роли в фильмах: Васька-сеньор в «Здравствуй и прощай» (1973), Демьян Штычков в «Строговых» (1976), Игнатенко в «Схватке в пурге» (1978), Митька Лысов в «Емельяне Пугачеве» и Левченко в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (оба -1979), Николай Ватутин в «Контрударе» (1985).

"Место встречи изменить нельзя".

«Место встречи изменить нельзя».

В период с 1990 по 1997 год он умудрился сняться в 37 фильмах. Назову лишь некоторые из этих работ актера: «Крысиный угол» (1992), «Колечко золотое, букет из алых роз», «Мастер и Маргарита» (оба — 1994), «Воровка», «Роковые яйца», «Крестоносец» (все — 1995), «Научная секция пилотов» (1996). В начале нового тысячелетия самыми запоминающимися его работами стали образы в фильмах «ДМБ», «Марш Турецкого», «Бригада».

У этого актера был уникальный талант: он с равным обаянием мог играть как положительных, так и отрицательных героев. Виктор Павлович сыграл множество ролей, в его фильмографии их около 170.

О том, каким Виктор Павлович был человеком, можно судить по одной истории…

В семье Павловых всегда были собаки, но ирландский сеттер Алан — отдельная история, все его безумно любили. Виктор поначалу носил гулять крошечного щенка за пазухой, заворачивал в шарф. Потом бегал по двору с щенком-подростком, затем чинно гулял со взрослой собакой. Алану было около десяти лет, когда у него выявили рак — саркому. Павлов таскал его по ветеринарам, пробовали новейшие лекарства, но псу становилось хуже и хуже.

Однажды Таня пришла из театра, а собаки нет. Павлов сам, один, молча поехал усыплять собаку. Подгадал, чтобы ни жены, ни дочки не было дома. Взял всю ответственность и боль на себя. Потом рассказал, как Алан, которого уводили по коридору, в последний раз на него оглянулся… И этот взгляд взял на себя! Главное для него — оградить свою семью, своих девочек от горького прощания с домашним любимцем.

Портрет Александра Лазарева в спектакле "Человек из Ламанчи", работа Виктора Павлова.

Портрет Александра Лазарева в спектакле «Человек из Ламанчи», работа Виктора Павлова.

У Виктора Павловича было много талантов: и пел прекрасно, и рисовал. Писал замечательные портреты друзей, коллег, жены и автопортреты. А как он гримировал! Этим мастерством овладел еще во время учебы. Ведь на последнем курсе Театрального училища имени Щепкина у него что-то случилось со связками и пропал голос. Испугавшись, что с профессией придется прощаться, Витя решил поучиться у театральных гримеров. Голос потом вернулся, а эти навыки остались. И потом он сам себя гримировал. За что бы ни брался, все у него получалось великолепно. Когда умер его друг Валерий Носик, Виктор написал стихотворение:

«Меж первым криком и последним вздохом

Всевышний подарил нам жизни суету.

Стремись не растерять судьбу по крохам,

Грех всякий твой у Бога на счету.

Со стоном просыпаюсь по ночам.

В душе другие ритмы, чем когда-то.

Не верю я надгробным всем речам,

Ты для меня всегда живой и ближе брата…»

"Место встречи изменить нельзя".

«Место встречи изменить нельзя».

Павлов обожал рыбалку. Стоило семье приехать на побережье, Виктор уже через сутки знал всех местных со спасательных станций и узнавал, где можно порыбачить. Мог сгинуть на сутки. Подруга Тане говорила: «Тань, ты бы посмотрела, каким таким медом намазаны эти рыбалки…»

С Михаилом Кононовым в фильме "Здравствуй и прощай".

С Михаилом Кононовым в фильме «Здравствуй и прощай».

Но Татьяне и в голову не приходило выслеживать и ревновать. Хотя, Виктор женщин любил, особенно молоденьких и хорошеньких. Но ни разу за сорок лет он не поставил Татьяну в унизительное положение. Хотя, как отмечала Татьяна Николаевна, дамочки за Павловым ухлестывали… Одна актриса ему просто проходу не давала. Таня немного напрягалась и думала: если Витю уведут, значит судьба такая. Драться с этой актрисой что ли?

Незадолго до смерти он завел голубей. Руководство Малого театра выделило ему под голубятню место — чердак, где располагались декорационные мастерские. Он сам соорудил голубятню, ездил за кормом, ухаживал за птицами. Когда Татьяна переступила порог «святилища», то увидела как Виктора встретили птицы, они буквально облепили его. «Павлов, в перьях ты похож на снежного человека!» — засмеялась жена.

В спектакле «Мой любимый клоун», где Павлов играл вместе с Виталием Соломиным, в финале выпускали на сцену голубей. Надо было видеть лицо Виктора, когда он возился с птицами. Он был похож на счастливого ребенка. Каждому голубю даже свое имя придумал — в честь легендарных артистов Малого театра. Самый озорной — это Игорь Ильинский, суровый — Елена Гоголева, важный — Михаил Царев.

Кстати, Виктор предложил Станиславу Говорухину во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» , чтобы в сцене гибели Левченко полетели белые голуби. Они с Высоцким даже на птичий рынок съездили, но режиссер не согласился. Роль налетчика Левченко, запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми, настрадавшегося, но все еще сильного и волевого, сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти, стала звездной для актера. Казалось бы, смотрено-пересмотрено, и каждое слово все помнили наизусть — а все же «мороз по коже». «Прощай, ротный. — Прощай, Левченко…»

Когда Павлова не стало, все были удивлены, сколько человек с птичьего рынка пришло проводить его в последний путь… Он умел окружать себя по-настоящему искренними людьми.

О своем здоровье Виктор Павлович, как часто это бывает с людьми увлекающимися, заботился мало. А между тем он давно страдал от повышенного давления и проблем с сосудами. Первый инсульт случился у него дома в 1999 году. Татьяна Николаевна готовила завтрак, Виктор Павлович сидел за столом. И вдруг, как в замедленном кино, Татьяна увидела — муж странно клонится в бок, со стола летит и с оглушительным звоном разбивается стакан. После выписки из больницы он достаточно быстро восстановился. Но за первым инсультом последовал второй.

Виктора Павловича в театре любили все. Даже когда он не мог выходить на сцену и не мог говорить из-за нарушения речи, Юрий Мефодьевич Соломин и Виктор Иванович Коршунов помогали его семье, устраивали в клиники, контролировали все до последнего момента и выплачивали Павлову оклад. Его не стало 24 августа 2006 года. Ему было 65 лет. Похоронен актер на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой отца.

Татьяна Ивановна с дочерью и внучкой.

Татьяна Ивановна с дочерью и внучкой.

С Татьяной Николаевной Говоровой они счастливо прожили сорок лет и были невероятно преданы друг другу, воспитали дочь Александру, ставшую врачом, и внучку Наташу. Внучка Наташа работает врачом-стоматологом.